Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 04-136-02 |
Наименование проекта Георадарные технологии для обследования автомобильных дорог |
Назначение Оценка внутреннего состояния дорожных конструкций и назначения эффективных видов ремонтных работ. |
Рекомендуемая область применения Реконструкция, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог. |
Описание Результат выполнения технологической разработки. Работа георадара основана на использовании классических принципов георадиолокации. Передающей антенной прибора излучаются импульсы малой длительности, имеющие 2…3 полупериода квазигармонического сигнала и достаточно широкий спектр излучения. Излучаемый в исследуемую среду импульс отражается от границ изменения диэлектрической проницаемости, принимается широкополосной антенной, усиливается и представляется в виде радарограммы на экране ноутбука. При диагностике автомобильных дорог используются георадары с антенными блоками АБ-250, АБ-400 и АБ-1200, разработанные НИИ приборостроения и ООО «Логис» (г. Жуковский). При этом антенный блок АБ-1200 применяется для обследования покрытия и верхних слоев основания дорожной одежды, а антенные блоки АБ-250 и АБ-400 для - нижних слоев основания дорожной одежды, грунтов земляного полотна и подстилающего насыпь основания. Глубина зондирования при изменении частоты антенн от 1200 МГц до 250 МГц соответственно варьирует от 0,5 до 10,0 м при разрешающей способности от 0,01 до 0,25 м. Работы выполняются на базе автомобиля УАЗ при скорости 2-5 км/час, что позволяет сканировать до 15 км продольного профиля автомобильных дорог за смену. При выполнении работ используется регистрирующее колесо, позволяющее судить о длине маршрута. Записываются непрерывные файлы протяженностью 1 км в продольном направлении, а также при ручной протяжке георадара в местах требующих детальных обследований в поперечном направлении. Отмечается до 30 меток на км. Метки фиксируют ситуацию, техническое состояние покрытия. В целях увеличения точности интерпретации выполняется контрольное бурение с отбором проб грунта, в среднем исходя из условия: 1 скважина на 1 км продольного профиля. Радарограммы, полученные в полевых условиях, обрабатываются и интерпретируются в камеральных условиях. При обработке удаляются регулярные помехи, вычитается сигнал прямого прохождения, а также выполняются процедуры: обратная и полосовая фильтрации, синтез апертуры и выделение огибающей. На стадии интерпретации определятся границы слоев, положение уровня грунтовых вод, подземные коммуникации, зоны просадочных и разуплотненных грунтов, зоны инфильтрации поверхностных и грунтовых вод, зоны неоднородных грунтов, положение кривой скольжения на оползневых участках, зоны переувлажненных грунтов, карстовых деформаций и вымоины. По результатам георадарной съемки в местах нахождения локальных объектов и при точном знании толщины слоев из различных материалов и грунтов можно определить влажность грунтов, тем самым - судить о несущей способности дорожной конструкции. При интерпретации используется программа послойной обработки слоев, что позволяет избежать ошибок при определении их толщины. В течение 2000-2002 г.г. кафедрой автомобильных дорог АГТУ обследовано более 200 км автомобильных дорог и городских улиц, располагающихся на территориях Архангельской, Мурманской, Вологодской областей, городов Ярославль и Москва, а также Республики Коми. Обследованы участки таких дорог как Архангельск-Москва, Архангельск-М.Карелы-Белогорский, Кола-Верхнетуломский-КПП «Лотта», Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг, магистрали Фрунзе и Октября в г. Ярославле, Эжва-Вильгорт и т.д. По результатам обследований определены толщины слоев дорожной одежды и земляного полотна, построены грунтово-литологические разрезы с указанием инженерных коммуникаций и выявленных локальных зон и дефектов а также даны дифференцированные рекомендации по назначению эффективных видов ремонтных работ по участкам дорог. |
Преимущества перед известными аналогами Георадарные технологии являются более высокопроизводительными и экологически чистыми, не загрязняют окружающую среду |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Определены толщины слоев дорожной одежды и земляного полотна, построены грунтово-литологические разрезы с указанием инженерных коммуникаций и выявленных локальных зон и дефектов |
Технико-экономический эффект Стоимость ремонта снижается на 20-25%, повышается эксплуатационная надежность автомобильных дорог |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 22.11.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)