Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 04-135-02 |
Наименование проекта Применение георадаров для мониторинговых наблюдений за участками автомобильных дорог |
Назначение Мониторинговая оценка внутреннего состояния дорожных конструкций, хода промерзания и оттаивания грунтов земляного полотна, изменения влажности грунтов и назначения эффективных видов ремонтных работ. |
Рекомендуемая область применения Реконструкция, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог |
Описание Результат выполнения технологической разработки. Работа георадара основана на использовании классических принципов георадиолокации. Передающей антенной прибора излучаются импульсы малой длительности, имеющие 2…3 полупериода квазигармонического сигнала и достаточно широкий спектр излучения. Излучаемый в исследуемую среду импульс отражается от границ изменения диэлектрической проницаемости, принимается широкополосной антенной, усиливается и представляется в виде радарограммы на экране ноутбука. При мониторинговых работах на автомобильных дорогах используются георадары с антенными блоками АБ-250, АБ-400 и АБ-1200, разработанные НИИ приборостроения и ООО «Логис» (г. Жуковский). При этом антенный блок АБ-1200 применяется для мониторинга покрытия и верхних слоев основания дорожной одежды, а антенные блоки АБ-250 и АБ-400 для - нижних слоев основания дорожной одежды, грунтов земляного полотна и подстилающего насыпь основания. Глубина зондирования при изменении частоты антенн от 1200 МГц до 250 МГц соответственно варьирует от 0,5 до 10,0 м при разрешающей способности от 0,01 до 0,25 м. Обследования конструкций автомобильных дорог можно выполнять в любое время года. Некоторым ограничением является зимний период, когда ноутбук должен находится при положительной температуре, например, в салоне автомобиля. Для наблюдений за дорожными конструкциями в годичном цикле выбираются наиболее характерные участки автомобильных дорог (насыпи в руководящих отметках, типичный для дороги грунт земляного полотна и подстилающего насыпь основания, наиболее часто встречающиеся условия увлажнения и т.д.), а также неблагоприятные участки, где ярко выражено разрушение дорожных конструкций без видимых на это причин. Длина закрепленного участка составляет 20…50 м в продольном направлении на ширину земляного полотна. Записываются непрерывные файлы протяженностью 20…50 м при протягивании георадара в продольном направлении по правой и левой кромке проезжей части и, если позволяют условия движения, по оси дороги. При буксировке георадара в поперечном направлении в характерных условиях эксплуатации запись выполняется только в центре участка, в неблагоприятных - за несколько проходов георадара с заданным шагом через 2…5 м. В целях увеличения точности интерпретации перед началом мониторинговых работ на каждом участке выполняется одно контрольное бурение с отбором проб грунта. Радарограммы, полученные в полевых условиях, обрабатываются и интерпретируются в камеральных условиях. При обработке удаляются регулярные помехи, вычитается сигнал прямого прохождения, а также выполняются процедуры: обратная и полосовая фильтрации, синтез апертуры и выделение огибающей. На стадии интерпретации определяется скорость прохождения и диэлектрическая проницаемость различных слоев, положение уровня грунтовых вод и граница промерзания на дату выполнения измерений. На участках находящихся в неблагоприятных условиях эксплуатации определяется местонахождение зон просадочных деформаций и разуплотненных грунтов, зон инфильтрации поверхностных и грунтовых вод, зон неоднородных грунтов, положение кривой скольжения на оползневых участках, зон переувлажненных грунтов, карстовых деформаций и вымоин. По результатам георадарной съемки можно в течение года определить изменение влажности грунтов и рассчитать модуль упругости на поверхности конструкции, по глубине промерзания или оттаивания оценить правильность периода закрытия автомобильной дороги, по положению уровня грунтовых вод в разные периоды времени дать заключение по работе поверхностного водоотвода и дренажей и т.д. В течение весны, лета и осени 2002 г. кафедрой автомобильных дорог АГТУ по заданию управления «Архангельскавтодор» обследовано 7 участков автомобильной дороги Москва-Архангельск, находящихся в 3 административных районах Архангельской области. Увеличение продолжительности мониторинговых работ позволит разработать методику назначения сроков закрытия дорог в период распутицы и дать рекомендации по ограничению нагрузок на различных участках автомобильных дорог. |
Преимущества перед известными аналогами Георадарные технологии являются более высокопроизводительными, экономичными, эффективными, не загрязняют окружающую среду. |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний По результатам испытаний назначены эффективные виды ремонтных работ, которые повышают эксплуатационную надежность автомобильных дорог |
Технико-экономический эффект Стоимость ремонта снижается на 15-20%, повышается эксплуатационная надежность автомобильных дорог |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 22.11.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)