Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 51-055-02 |
|||||||||
Наименование проекта Механизм управления коробкой передач транспортного средства |
|||||||||
Назначение Обеспечение повышения надежности срока службы. |
|||||||||
Рекомендуемая область применения Коробки передач транспортных средств и может быть испрользовано в механизме управления передач тракторов и строительных дорожных машин. |
|||||||||
Описание
Результат выполнения научно-исследовательской работы. Известен механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении (а.с. СССР № 1164087, В 60 К 17/06, 1985 г - прототип). Указанная коробка передач используется, в частности, на тракторах ДТ-75 и «Волгарь». Недостатком известного механизма управления коробкой передач является то, что он обладает низким ресурсом (например на тракторах ДТ-75 и «Волгарь» около 50000 включений), т.к. в процессе работы при взаимодействии фиксатора с планкой передач гнезда планки подвергаются износу. Сглаживаются их участки, сопряженные с прямолинейной поверхностью планки, что вызывает выскальзывание фиксатора из гнезда при их взаимодействии, не обеспечивается фиксация этой пары в заданном положении. Задачей работы является повышение надежности и срока службы механизма управления коробкой передач за счет повышения эффекта удерживания фиксатора в гнездах планки. Предлагаемые отличия сообщают устройству новый технический эффект - создание эффекта заклинивания за счет образования выступов на контактирующих поверхностях пары фиксатор-планка из материала самих деталей при одновременном повышении устойчивости формы гнезда за счет повышения износостойкости его рабочей поверхности. Механизм управления коробкой передач содержит размещенные в корпусе (на рис. не показано) планку передачи 1 (см. рисунки), смонтированную с возможностью перемещения под действием рычага переключения (не показан) и жестко закрепленный подпружиненный фиксатор 2. Планка передачи 1 выполнена с гнездами 3, взаимодействующими с фиксатором 2 при ее перемещении. На рабочей поверхности планки 1 выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки 4. Каждая дорожка 4 расположена на прямолинейной поверхности планки 1 и сопряженных с ней верхних участках гнезд 3 с образованием выступов 5. На поверхности фиксатора 2 выполнена кольцевая дорожка лазерной закалки 6 с образованием выступа 7. Противолежащие выступы 5 и 7 расположены со смещением друг относительно друга при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка. При выполнении на планке передачи 1 и фиксаторе 2 дорожек лазерной закалки в зонах лазерного влияния образуется мелкодисперсный мартенсит, обладающий большим удельным объемом по сравнению с исходной структурой и высокой микротвердостью 7000-8500 МПа ( hrcі65). В результате на контактирующих поверхностях гнезд 3 и фиксатора 2 образуются выступы 5 и 7, которые при соединении фиксатора 2 с гнездом 3 планки 1 при ее перемещении в процессе работы образуют эффект заклинивания, препятствующий их разъединении. Заклинивание пары фиксатор-планка при кинематическом замыкании имеет форму волны (рис. 3) с полупериодом, равным а. Кроме того, повышение твердости поверхности планки повышает устойчивость ее участков, наиболее подверженных износу и разрушению от взаимодействия с фиксатором, и обеспечивает сохранение формы гнезд и заклинивающей способности выступов. Таким образом, упрочнение гнезд планки передач и высокая твердость выступов повышают надежность работы и срок службы механизма управления коробкой передач в среднем на 30-35%.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3 |
|||||||||
Преимущества перед известными аналогами Повышение надежности и срока службы механизма за счет повышения эффекта удерживания фиксатора в гнездах планки. |
|||||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
|||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
|||||||||
Технико-экономический эффект Повышение надежности работы и срока службы механизма управления коробкой передач в среднем на 30-35%. |
|||||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
|||||||||
Дата поступления материала 28.03.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)