Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 25-057-02 |
Наименование проекта Сигнальные показатели для определения снижения платежеспособности фирмы |
Назначение Выявление тенденции развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок |
Рекомендуемая область применения Экономические службы предприятий |
Описание Результат выполнения научно-исследовательской работы. Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния фирмы необходимо постоянное наблюдение за деловыми и финансовыми ее показателями. Одни и те же показатели могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы (ЖЦКПФ). Поэтому анализ показателей по этапам ЖЦКПФ позволит выявить тенденцию развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок. Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, показатели финансового состояния, показатели оборачиваемости, показатели рентабельности. Так, к важнейшим показателям ликвидности следует отнести, по нашему мнению, общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия): - если оні1- значит следует обратить внимание на дебиторскую задолженность; - если он<1 -предприятие="" близко="" к="" неплатежеспособности="" и="">1> Финансовое состояние фирмы характеризуют следующие показатели: - коэффициент финансовой независимости; - коэффициент автономии; - коэффициент реальной стоимости производственных фондов. Анализ показателей финансового состояния предприятия является более трудоемким и менее очевидным делом, чем анализ ликвидности. Если величина коэффициента независимости снизилась, то предприятие может попасть в зависимость от кредиторов, что ухудшает платежеспособность предприятия. К показателям деловой активности относятся показатели оборачиваемости и показатели рентабельности. Показатели оборачиваемости показывают степень использования ресурсов предприятия. На наш взгляд, одним из коэффициентов оборачиваемости, характеризующих реальность положения деятельности предприятия, является коэффициент общей оборачиваемости. Если он стабилен или растет, то можно считать, что положение фирмы стабильно. Снижение коэффициента оборачиваемости говорит либо об уменьшении объема чистой выручки, либо о росте стоимости активов при том же объеме чистой выручки. Снижение объема чистой выручки говорит об ухудшающемся положении фирмы, что требует анализа и, возможно, пересмотра маркетинговой стратегии фирмы. Увеличение средней стоимости активов требует дополнительного анализа причин данного явления. Увеличение может произойти по причине инфляции при переоценке активов с поправкой на уровень инфляции. В этом случае следует обратить внимание на объем чистой выручки, очевидно, он должен быть увеличен, для чего необходимо принять соответствующие меры. Однако, увеличение стоимости активов может произойти и в результате роста объема производственных запасов или готовой продукции на складе. Это говорит либо о плохой организации производства на фирме, либо о плохом спросе на продукцию фирмы. Особую тревогу такое положение должно вызвать на этапах замедления роста и зрелости ЖЦКПФ. Помочь разобраться в причинах изменения общего коэффициента оборачиваемости могут другие коэффициенты оборачиваемости, которые рассматривают части целого комплекса проблем. Показатели рентабельности делятся на две группы: коэффициенты рентабельности капитала и коэффициенты рентабельности продаж. По ним, как нам кажется и как видно из анализа, наиболее четко характеризующими деятельность предприятия являются коэффициенты по чистой прибыли. Из коэффициентов рентабельности капитала следует выделить рентабельность всех активов по чистой прибыли. Коэффициенты рентабельности продаж: - рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли; - рентабельность основной деятельности. Выводы, сделанные относительно показателей оборачиваемости, полностью могут быть применены и к показателям рентабельности. Все перечисленные показатели характеризуют стабильность предприятия, если находятся в норме, а если есть отклонения, то необходимо сделать углубленный анализ по устранению причин их возникновения. Показатели деловой и экономической активности можно разделить на несколько различных групп по признаку их отслеживания и изменяемости как по этапам ЖЦКПФ, так и по времени. Например, на этапе зарождения фирмы особое внимание должно быть уделено показателям ликвидности и финансовым показателям. На данном этапе фирма может еще не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения важно, чтобы фирма имела хорошие показатели ликвидности и финансовые показатели; необходимо добиться их стабильности. К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что фирма не достигла требуемой степени конкурентного преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии фирмы, или как минимум, ее маркетинговой стратегии. На этапе ускорения важным становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем лучше идут дела у фирмы. Показатели оборачиваемости на этапе ускорения роста ЖЦКПФ должны постоянно расти. Уменьшение одного из показателей оборачиваемости должно тщательно анализироваться с целью принятия соответствующих мер. Как правило, снижение одного из показателей определяется изменением величины знаменателя в расчетной формуле, который и должен подвергаться тщательному анализу. Цель анализа коэффициентов оборачиваемости на этапе ускорения роста состоит в достижении стабильных показателей оборачиваемости. На этапе замедления роста КР к анализу показателей оборачиваемости добавляется анализ показателей рентабельности, причем наиболее важным является анализ рентабельности продаж. На данном этапе важно, чтобы к стабильным показателям оборачиваемости добавились стабильные показатели рентабельности продаж. На предыдущих этапах рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось, но если фирма достигла этапа замедления роста КП, то, по всей видимости, были преодолены достаточно крупные препятствия, фирма вышла на стабильный уровень работы и теперь ей важно закрепить успех. Одним из показателей стабильного успеха является стабилизация показателей рентабельности продаж. Особое внимание следует уделять коэффициентам рентабельности всех операций по балансовой и чистой прибыли как интегрированным показателям. При достижении зрелости КП добавляется еще одна группа показателей, требующая особого внимания. Это показатели рентабельности капитала. Имея стабильные показатели рентабельности продаж, необходимо добиваться стабильных и высоких показателей рентабельности капитала. На этапе зрелости важно отслеживать инвестиционную деятельность предприятия, что и позволяет анализировать показатели рентабельности капитала. На этапе спада происходит дестабилизация всех показателей экономической и деловой активности. Требуется слежение за всеми показателями. Но не все из них могут сигнализировать о неполадках в равной степени. Наиболее существенными показателями являются показатели ликвидности и показатели рентабельности. На основании анализа показателей рентабельности можно сделать вывод о возможности или не возможности продолжения деятельности фирмы в принятом направлении. Показатели ликвидности могут предвещать полное банкротство фирмы. Показатели деловой и экономической активности рассчитываются на основании величин, являющихся как потоками, так и запасами. Это накладывает определенные особенности на их анализ. К показателям, рассчитывающимся на основе величин потоков, относятся показатели ликвидности и финансовые показатели. Общий вывод, который можно сделать на основании вышеизложенного, таков. Если показатели имеют тенденцию к понижению или колебанию, то необходимо принять меры по изменению экономической стратегии фирмы. Как уже отмечалось, показатели рентабельности и оборачиваемости имеют большое значение на этапах зрелости и спада ЖЦКПФ. Можно сказать, что на этапе зрелости, когда предприятие функционирует наиболее благоприятным образом, следует особенно тщательно анализировать данные показатели, чтобы вовремя рассмотреть негативные тенденции. На этапе спада, очевидно, такой анализ должен сопровождаться выработкой рекомендаций по предотвращению банкротства предприятия. |
Преимущества перед известными аналогами Всесторонний анализ финансового состояния предприятия |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Методика обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Годовой экономический эффект - 40 тыс.руб. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 27.02.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)