ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

04-001-02

Наименование проекта

Программа ARFA (KAWAR для Windows95)

Назначение

Оценка безопасности движения и разработка мероприятий для снижения аварийности на автомобильных дорогах.

Рекомендуемая область применения

Автодорожные организации, службы обеспечения безопасности движения, научно-исследовательские и проектные организации.

Описание

Результат выполнения технологической разработки.

Метод итоговых коэффициентов аварийности является основным для оценки безопасности движения на эксплуатируемых дорогах. базируется на анализе данных статистики ДТП и приемлем для дорог в равнинной и горной местности.

Итоговый коэффициент аварийности (К ит)характеризует потенциальную степень опасности движения в зависимости от различных дорожных условий с учетом состояния проезжей части, состояния обочин и показывает во сколько раз больше аварий может произойти на рассмотренном участке по сравнению с эталонным участком. За эталонный участок принимается прямой горизонтальный участок дороги с проезжей частью 7,5 м, шероховатым покрытием с укрепленными обочинами шириной 3,5 м.

Итоговый коэффициент аварийности определяется как произведение частных коэффициентов, характеризующих ухудшение условий безопасности движения, вызываемое влиянием отдельных геометрических элементов плана, продольного и поперечного профиля трассы, состояния покрытий и обочин придорожной полосы, интенсивности движения по сравнению с движением в эталонных условиях:

К ит = К 1 х К 2 х К 3 х … х К 18 =

Для комплексной оценки условий движения и их влияния на аварийность в соответствии с ВСН 25-86 ("Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", 1988) выбраны 18 элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги, каждому из которых соответствует определенный набор частных коэффициентов аварийности.

На любой автомобильной дороге можно выделить однородные участки по условиям движения, а значит, и с постоянным итоговым коэффициентом аварийности.

Влияние некоторых элементов дороги на частный коэффициент аварийности может распространяться не только в пределах зоны фиксации данного элемента, но и на прилегающие участки, где возникают определенные помехи (зоны влияния) для движения.

Решение данной задачи по оценке безопасности движения было реализовано разработанной на кафедре автомобильных дорог программой «kawar». Развитие средств вычислительной техники позволило усовершенствовать данную программу, предложить новую версию программы - «winkawar», получившую свое дальнейшее развитие в программе «arfa» и работающей в ОСwindows 95. Программа имеет удобный интерфейс и позволяет получать различные формы результатов расчетов, так же снабжена справочной системой.

Главное меню программы включает следующие пункты: «Файл», «Правка», «Вид», «Расчет», «Окна», «?». Назначение пунктов указано в табл.1.

Таблица 1.

Пункт главного меню

Назначение

Файл

Используется для файловых операций (сохранения и открытия файлов) и печати результатов расчета.

Правка

Дает возможность вызывать диалоговые окна редактирования исходных данных и просмотра сводной таблицы исходных данных.

Вид

Позволяет изменять внешний вид главного окна программы (показывать/убирать оперативную панель и панель редактирования, строку состояния).

Расчет

Содержит пункты для выполнения и просмотра результатов расчета.

Окна

Программа построена по принципу М di-интерфейса (многодокументный интерфейс). Результаты расчетов содержатся в подчиненных окнах. Данный пункт главного меню используется для навигации между окон.

?(справка)

Пункт для вызова справочной системы.

Также в программу «arfa» встроены следующие дополнительные элементы:

-строка состояния - размещает информацию о местоположении участка дороги, имя файла с исходными данными и краткую справку.

-панель оперативного доступа - дублирует некоторые пункты главного меню и предназначена для большего удобства работы.

-панель доступа к редактированию - дублирует пункты меню «Правка» из главного меню программы.

-диалог запуска - появляется при запуске программы и позволяет более удобно выполнить предварительные действия.

Для расчета итогового коэффициента аварийности необходимо иметь следующие данные: местоположение и категория дороги, длина анализируемого участка, тип местности, информацию о проезжей части и обочинах, горизонтальных кривых и продольных уклонах, видимости, населенных пунктах, мостах и путепроводах, интенсивности движения, пересечениях и примыканиях, боковых препятствиях. Исходные данные хранятся в табличном виде, редактируются в специальных диалоговых окнах. В таблице 2 приведена часть сводной таблицы исходных данных, которые пользователь может просмотреть и распечатать.

Таблица 2.

Таблицы исходных данных

Участок дороги

Категория дороги

Число полос движения

Тип местности

Километр начала участка

Протяженность участка. км

Оценка по состоянию на

: Дорога в Псковской области

: iv

: Две

: равнинная

: км 210 + 000,00

: 5000,000

: 30.10.01

Интенсивность движения по участкам…

Участок

Интенсивность движения авт./сут.

Начало

Конец

км 210+000,00

км 210+250,00

км 210+250,00

км 210+750,00

100

120

Результаты расчетов по программе «arfa» могут быть представлены в табличном и графическом виде. В табл.3 приведен сокращенный вариант таблицы с расчетными данными. Символом «*» указаны те значения итогового коэффициента аварийности, которые превышают допустимый, при котором обеспечивается безопасность движения по дороге.

Таблица 3.

Участки дороги

Частные коэффициенты аварийности

Итого-

вый

1

……

18

км 210+000,00 - км 210+150,00

. . . .

1,40

.

……

……

2,5

77,11*

Индексы частных коэффициентов:

1 - интенсивность движения

2 - ширина проезжей части

3 - ширина обочин

4 - продольный уклон

5 - радиусы кривых в плане

6 - видимость дороги

7 - мосты

8 - длина прямых участков

9 - тип пересечения

10 - пересечения в одном уровне

(интенсивность)

11 - пересечения в одном уровне (видимость)

12 - число полос движения

13 - расстояние до застройки

14 - протяженность населенного пункта

15 - протяженность участков подходов к населенным пунктам

16 - коэффициент сцепления с покрытием

17 - ширина разделительной полосы

18 - расстояния до объекта вблизи дороги (столбы, овраги и т.п.)



Программа «arfa» позволяет построить график изменения итогового коэффициента аварийности для исследуемого участка дороги (см. рис.1).



Следующий доступный для программы вид результатов расчетов и наиболее подходящий для последующего анализа - линейный график коэффициента аварийности. Он представляет собой совмещение графика изменения коэффициента аварийности, значений частных коэффициентов по участкам и исходных данных.

Преимущества перед известными аналогами

Удобный интерфейс, возможность получения различных форм резельтатов, наличие справочной системы. Возможность своевременного выявления участков дороги, потенциально опасных с позиции вероятности возникновения дорожно-транспортного происшест

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

На 10-40% сокращено время и снижены затараты на выявление участков дороги, потенциально опасных с позиции возникновения ДТП.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

17.12.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)