Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 31-178-01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование проекта Базовые показатели технологического развития машиностроительного производства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначение Исследование динамики технологического развития машиностроение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область применения Машиностроительные предприятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание Результат выполнения научно-исследовательской работы. В системе ведущих отраслей промышленности определяемую роль играет машиностроение, что обусловлено следующим. Во-первых, в машиностроении создаются главные материально-технические средства для экономики и обороноспособности страны; во-вторых, в этой отрасли формируется база научно-исследовательских организаций, в том числе для решения задач комплексной информатизации; в-третьих, в машиностроении высокая степень развития инновационной деятельности; в-четвертых, в этой отрасли наиболее значителен научный и кадровый потенциал, позволяющий внедрять современные компьютерные методы управления и в других отраслях; в-пятых, машиностроение является основой создания современных средств промышленной инфраструктуры и в отраслях сферы нематериального производства. По уровню развития машиностроения оценивают перспективы и потенциал всей экономики. Комплексный метод социально-экономической эффективности машиностроительного производства предполагает изучение темпов роста (снижения) показателей соответствующих уровней управления: рабочее место - участок - цех - отдельное производство. К этим показателям относятся: информационный, научный, технический, организационный, экономический и экологический уровни. Применительно к этим показателям имеется определенная логическая последовательность темпа опережения (взаимозависимости): Использование зависимости такого рода предполагает наличие количественных характеристик для объективной оценки тенденций развития предприятий машиностроения. В ряде случаев используются частные измерители в зависимости от особенностей структуры ресурсоемкости машиностроительных производств. Например, производства наукоемкие, трудоемкие, материалоемкие, фондоемкие, энергоемкие и т.д. При анализе тенденций развития предприятий машиностроения за значительный период времени могут быть использованы экспертные оценки ученых, хозяйственных руководителей. Исследование динамики технологического развития машиностроения предполагает определенную систему показателей, к которым относятся: 1.Обновление основных промышленно-производственных фондов 2.Удельный вес важнейших видов продукции мирового уровня в общем объеме их производства (в т.ч. наукоемкой продукции); 3.Обновление выпускаемой продукции (в т.ч. в последние 1-3 года); 4.Удельный вес техники, оснащенной микропроцессорами 5.Энерго- и электровооруженность труда работающих 6.Средний возраст основного технологического оборудования 7.Автоматизация конструкторско-технологических работ; 8.Удельный вес рабочих, занятых ручным трудом 9.Удельный вес инвестиций в опытно-экспериментальную базу в объеме всех производственных капитальных вложений; 10.Коэффициент использования металла (в т.ч. литья, штамповок, проката, поковок); 11.Удельный вес заменителей металла в общем объеме конструкторских и инструментальных материалов (в т.ч. керамика, композиты и др.); 12.Удельный вес затрат на технологическую подготовку в общем объеме затрат; 13.Соотношение количества конструкторов и технологов; 14.Технологическая оснащенность производства; 15.Количество специалистов, занятых в службах инновационного менеджмента; 16.Длительность производственного цикла (в т.ч. в цехах основных переделов); 17.Объем затрат на НИР по тематике технологического развития предприятия; 18.Объем технологических инноваций; 19.Удельный вес докторов и кандидатов наук в составе службы главного конструктора и главного технолога; 20.Удельный вес затрат на НИОКР в объеме всех производственных инвестиций. При разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности машиностроительного производства, необходимо оценить тенденции влияния прежде всего факторов, определяющих темпы научно-технологического прогресса. Целесообразность отдельных направлений НТП диктуются инвестиционным потенциалом и реальными производственно-хозяйственными условиями предприятий машиностроительного комплекса. Изменения в структуре затрат на внедрение новой техники и технологии в отечественном машиностроении за последние 25 лет представлены в таблице 1. Таблица 1 Структура затрат на внедрение новой техники и технологии в машиностроении, %
С позиции продвижения на рынок машиностроительной продукции за анализируемый период уменьшилась доля затрат на освоение новых видов продукции, что может свидетельствовать о снижении влияния факторов, предопределяющих потенциал конкурентоспособности. Из-за недостатка капитальных вложений (инвестиций) в машиностроении очень медленно повышается уровень автоматизации производства. По этому показателю наше машиностроение отстает от соответствующих отраслей передовых машиностроительных стран на 15-20 лет. С позиции технического эффекта при анализе тенденций развития технологий в машиностроении важным является оценка темпов наиболее прогрессивных способов обработки предмета труда. За последние 25 лет существенного прогресса здесь не отмечается, что характеризует достаточно низкий темп роста технологического потенциала предприятий машиностроения и, в первую очередь, энерготехнологическую оснащенность производства, пока в металлообработке преобладают традиционные способы воздействия на конструкционные материалы. Существует проблема оценки «эффекта новизны» технологий современного машиностроительного производства, решение которой связано с измерением экономического эффекта. Анализ сравнительного экономического эффекта с учетом экономического риска нового технологического решения может быть выполнен на основе применения предельного критерия оптимизации по формуле: где М{cЭ1} -математическое ожидание сравнительного экономического эффектаi-ого технологического способа; Риск - величина общего экономического риска технологического способа. В хозяйственной практике при определении путей повышения эффективности производства необходимо глубокое изучение реальных резервов повышения уровня технологического потенциала, к которым относятся: технические, организационные, информационные, экологические, кадровые и структурные. При этом важно исследовать все этапы-стадии жизненного цикла базовых технологий: «НИОКР - Освоение - Производство - Эксплуатация - Обслуживание (ремонт) - Утилизация». На уровне конкретных машиностроительных производств целесообразно оценить качество основных элементов: материалов, оборудования, энергоносителей, инструмента, рабочей силы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преимущества перед известными аналогами Расчет экономического эффекта с учетом экономического риска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономический эффект Повышение эффективности производства. Экономический эффект 25,0 тыс рублей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 29.11.2001 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)