Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-132-01 |
Наименование проекта Восстановление и упрочнение деталей машин электромеханическими покрытиями на основе железа |
Назначение Восстановление изношенных деталей машин и упрочнение новых |
Рекомендуемая область применения Машиностроительные, ремонтные предприятия |
Описание Результат выполнения НИР. В ремонтном производстве нашла широкое применение высокоэффективная и экономичная ресурсосберегающая технология восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники электролитическими покрытиями на основе железа. Правильное ее применение при условиях обезвреживания сточных вод простыми и доступными любому ремонтному предприятию средствами позволяет восстанавливать обширную номенклатуру изношенных деталей машин, более 80% которых выбраковывается при износах до 0,3 мм и потере массы, не превышающей 0,01-0,1 %. Это позволяет в значительной мере сэкономить энергетические и материальные затраты на изготовление запасных частей, повысить экологическую безопасность производства и решить в определенной мере проблему обеспечения народного хозяйства запасными частями. Преимуществом железнения перед другими способами восстановления деталей является возможность одновременного восстановления большого числа деталей, что снижает стоимость ремонта единицы изделия, полной автоматизации процесса и получения покрытий необходимой толщины, получения покрытий с наперед заданными дифференцированными по толщине механическими свойствами, а также отсутствие нагревания деталей в процессе нанесения покрытий, благодаря чему сохраняются их первоначальная структура и механические свойства. Технологический процесс железнения включает операции обезжиривания, анодной подготовки деталей под нанесение покрытия, железнения и нейтрализации, между которыми выполняется пять промывочных операций в горячей и холодной воде. Выполняя этот процесс, можно получить качественные, прочносцепленные с поверхностью детали покрытия «чистого» электролитического железа толщиной до 0,5-0,7 мм, обладающие износостойкостью на уровне сталей 45, 50 закаленные; сплавы железа с никелем, кобальтом и другими металлами с износостойкостью на уровне углеродистых сталей; композиционные покрытия с включениями частиц твердой смазки, полимеров, оксидов, карбидов и других твердых, жаропрочных неорганических соединений, позволяющих повысить износостойкость покрытий выше уровня электролитического хрома и легированных термохимически обработанных сталей. С целью повышения экологической безопасности процесса, уменьшения материальных и энергетических затрат на его исполнение процесс совершенствуется путем снижения числа вспомогательных операций (промывок в теплой и холодной воде) и совмещения основных операций (декапирование и нанесение покрытия) в одной ванне, что позволяет до минимума (в 4-5 раз) сократить количество опасных стоков и, при использовании относительно дешевых электрокоагуляционных способов очистки, замкнуть цикл водопотребления с минимальным его забором из системы водопотребления, значительно повысить его надежность. Разработана технология анодного травления и начального периода железнения деталей из сталей и чугуна в хлористом электролите железнения. Данная технология позволяет обеспечить прочность сцепления покрытий с основой на уровне соответственно 220...360 МПа (стальные детали) и 170...180 МПа (детали из серого и ковкого чугуна). 0на предусматривает травление на режимах: для стали - концентрация хлористого железа 580...620 г/л; рН-0.5...0,7; Т=303...308 К; Д а=40...60 А/дм 2;t= 90... 130°cи чугуна - концентрация хлористого железа 700...720 г/л; рН = 0.5...1,0; Т = 291...298 К; Д а =20...30 А/дм 2; в течение 5-15 с, снижение Д а до 6...10 А/дм 2 и продолжение травления еще 45-60 с. После травления детали не промывают водой. Для улучшения очистки поверхности от шлама и повышения сцепляемости покрытий с основой электролиз начинают на переменном токе, а затем переходят на постоянный ток. Начальное значение катодной плоскости тока - 10...30 А/дм 2 при анодно-катодном показателе В н = 1,1...1,2 в течение 1,5…2 мин, затем плавно увеличивают В н в течение 3-5 мин и переходят на постоянный ток, плотность которого определяется требуемыми свойствами покрытия и другими условиями электролиза. Приведенная технология анодной подготовки позволяет сократить 3-4 операции при нанесении покрытий, исключает потребность в дорогостоящей серной кислоте, на 30...40% уменьшает водопотребление и образование загрязненных стоков, повышается производи-тельность труда. Чугунные детали следует обрабатывать в холодном концентрированном хлористом электролите (500...550 г/л), содержащем 10...12 г/л соляной кислоты. Солевая пассивность серого чугуна (Сч-21) наступает при плотности анодного тока 25...30 А/дм 2 через 8-10 сек. процесса электролиза. Отвод шлама из прианодного пространства осуществляется промывочным движением детали в ванне очистки перед переносом ее в ванну железнения или проточным движением раствора (со скоростью 50-60 м/с) перед началом железнения из нестационарных электролитов. В последнем случае анодную обработку также ведут в стационарных ваннах. Повышение надежности бесшламного травления достигается выполнением операции в два перехода- анодное активное травление; анодная очистка при потенциалах и режимах, соответствующих состоянию солевой пассивности поверхности. Плотность тока анодной обработки в активной области должна быть в 3-4 раза меньше отвечающей наступлению солевой пассивности. При соблюдении указанных условий электролитическое железо не отслаивается от стальных и чугунных деталей даже при их разрушении. В Брянской государственной сельскохозяйственной академии проводятся работы по совершенствованию технологии восстановления деталей электролитическим способом, повышению его надежности, производительности и эффективности, улучшению физико-химических свойств покрытий. Указанные разработки могут быть широко использованы машиностроительными и ремонтными предприятиями для восстановления и упрочнения деталей машин и различного оборудования в промышленности и сельском хозяйстве, повышения долговечности новых деталей нанесением на них износостойких покрытий, замены дорогих легированных сталей, чугунов и цветных металлов на более дешевые и недефицитные с покрытиями. Непосредственный практический интерес представляет разработка новых технологических процессов восстановления деталей покрытиями, технологических линий и участков по их нанесению на новые и изношенные детали, эффективных и простых очистных сооружений для обеззараживания промышленных стоков и совершенствования водопотребления при проведении операций электролитического упрочнения восстановления деталей. |
Преимущества перед известными аналогами Возможность одновременного восстановления большого числа деталей, полная автоматизация процесса и др. |
Стадия освоения Опробовано в условиях опытной эксплуатации |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение износостойкости деталей машин в 3-5 раз. Годовой экономический эффект составляет 3,2 тыс. руб. на 1 т деталей |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 13.07.2001 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)