ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

81-017-01

Наименование проекта

Политехническое обоснование познания объекта труда в торговле - товара

Назначение

Подготовка кадров для сферы торгового обслуживания

Рекомендуемая область применения

Учебные заведения торгового профиля

Описание

Разработка является результатом выполнения научно-исследовательской работы.

Основными опорными знаниями учащихся среднего специального учебного заведения торгового профиля (кооперативной техникум) являются знания общеобразовательных и специальных дисциплин, включающих и знания о способах оперирования ими. Между этими знаниями существует определенная «специфицированная» связь, что и обуславливает необходимость ее реализации в учебном процессе. Специфику связей определяет профиль обучающихся - товароведы и основной объект познания в учебном заведении торгового профиля и труда в торговле - товар. Поэтому теоретическую, главным образом, вещественную основу профессии товароведа закладывает специальный предмет из профилирующего цикла - товароведение, которое как естественно техническая дисциплина тесно связана с точной наукой - физикой и базируется на ней.

Так в процессе изучения радиаторов, учащиеся товароведного профиля прежде изучают радиодетали, узнают об их видах, назначении, знаках маркировки, типах, марках и т.д.

Чтобы учащиеся поняли устройство сопротивления, используется формула сопротивления из курса физики: r= p* l/ s.

Формула доказывает, что сопротивление - это проводник с определенным (чаще высоким) удельным сопротивлением (p), тонкий ( s) и длинный ( l).

Разбирая устройство резисторов, формулируется проблема: почему в проволочных сопротивлениях проволока тонкая и в виде спирали, а не в виде прямого проводника? И почему одни и те же на внешний вид сопротивления имеют различную величину сопротивления? (в омах, мегаомах, килоомах). Проблему решает преподаватель, учащиеся активно участвуют в решении этой проблемы на каждом этапе ее решения, используя материал физики, заданный учащимся на повторении по таблицам межпредметных связей как инструмент - формулу - r= p* l/ s. Учащиеся объясняют под руководством преподавателя, что проводник должен быть именно тонким ( s), чтобы сопротивление могло выполнять свои функции как сопротивление ( r), а длина его должна быть наибольшей ( l), поэтому и укладывается проводник в виде спирали, чтобы детали были меньшими по габариту. Различные величины сопротивления объясняются этой же формулой, раскрывая значение удельного сопротивления - l, s и p, т.е. чем выше значение удельного сопротивления ( p) и чем длиннее проводник ( l), чем меньше площадь его поперечного сечения ( s), тем выше величина сопротивления. Затем формулируется еще одна проблема: если покупатель обратился в магазин с просьбой, продать сопротивление в десять Ом, но такого не оказалось в продаже, то каким его можно заменить? На этот практический вопрос используется формула общего сопротивления при последовательном соединении проводников k= r1+ r2+ r3… и формула общего сопротивления при параллельном соединении проводников

1/k=1/r1+1/r2+1/r3…

С помощью преподавателя, а наиболее сильные учащиеся самостоятельно приходят к выводу (решению учебной проблемы), что сопротивление в 10 Ом можно заменить двумя сопротивлениями в 5 Ом, подключив их последовательно (согласно первой формуле) или - двумя сопротивлениями в 20 Ом, если подключить их параллельно (о чем говорит вторая формула).

При изучении электробытовых товаров, нагревательного элемента (спираль у плитки) применяется вновь формула из курса физики - k= p* l/ s и задается вопрос, почему у электроплитки спираль, а не прямой проводник? Исходя из формулы, учащиеся делают вывод: чтобы проводник накалялся, он должен быть с высоким удельным сопротивлением ( p) сплавы нихром, фехраль, иметь большое сопротивление ( k), поэтому проводник должен быть длинным ( l) и тонким ( s), чтобы он занимал мало места его оформляют в виде спирали.

При разборе колебательного контура - первого узла любого радиоприемника, учащиеся видят его в приемнике, он состоит из конденсатора переменной емкости и катушки, связан с ручкой настройки приемника. Поворачивая ручку настройки то влево, то вправо, учащиеся видят, что и пластины подвижного блока конденсатора (ротора) соответственно то входят в нижний блок (статор), то выходят из него. Учащимся задается вопрос - в чем сущность настройки? что значит настроить радиоприемник на одну радиоволну?

От учащихся требуется дать научное объяснение этому явлению, что невозможно сделать без опоры на материал физики. Преподаватель вновь опирается на повторный учащимися (в экспериментальных группах) материал физики в соответствии с таблицами межпредметных связей и при помощи преподавателя учащиеся, припоминая заданный материал о колебательном контуре, делают вывод о том, что в процессе настройки приемника конденсатор переменной емкости обладает способностью перезаряжаться, пока ток полностью не прекратиться, энергия тока станет равной нулю (преобразованных радиоволн, которые конденсатор не избирает), а энергия (емкость) конденсатора - максимально (преобразованная радиоволна. которую контур избрал, настроил радиоприемник на эту волну), это и есть момент выделения из всех пришедших радиоволн одной радиоволны, т.е. принятую волну он усиливает (максимальная энергия контура), а остальные радиоволны ослабляет до нуля, в этом и заключается его избирательность (контур), принцип настройки радиоприемника. Для полного мировоззренческого восприятия этого явления следует обратить внимание учащихся на то, что работа колебательного контура строится на двух видах энергии. Каких? - задается вопрос. Учащиеся легко назовут самостоятельно (но только после разбора выше описанных положений) - механической и электрической (основной).

В способе опоры на знания другого предмета все большее значение приобретает межпредметное обобщение. Здесь важно не столько содержание и привлечение фактов из разных наук для иллюстраций общих положений, сколько показ общности теоретического объяснения фактов (политехнизм).

Так для целой группы товаров, связанных с работой электрического тока, мы выявили обобщенное межпредметное (межкомпонентное) физико-техническое (товароведное) знание и по аналогии - межкомпонентное химико-технологическое знание. которые до настоящего времени не нашли отражения в действующих учебниках товароведения.

Преимущества перед известными аналогами

Через способ опоры познания другого предмета (политехнический подход) обеспечивает диалектический метод познаний с одной стороны, и его практическое применение с другой.

Стадия освоения

Внедрено в практику учебных заведений

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Разработана специальная таблица межпредметных связей (МПС) 2-х технических дисциплин для 127 техникумов и 155 училищ торгового кооперативного профиля. Прогресс обучения повышается на 35%.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

15.03.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)