ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

48-031-01

Наименование проекта

Высокоэффективный гидравлический тормоз трения с ручным приводом.

Назначение

Обеспечение высокого тормозного эффекта при малых усилиях, создаваемых оператором (водителем).

Рекомендуемая область применения

Любые транспортные средства, в том числе и работающие во взрывоопасных средах.

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

Эффективность тормозных систем во всех транспортных средствах, обеспечивающих минимальный тормозной путь, является основой безопасности движения. Главные требования к тормозным системам - это время срабатывания (скорость срабатывания)и эффективность исполнения тормозных возможностей механизма торможения, что особенно важно при экстренных торможениях, аварийных ситуациях.

Стремление сократить время срабатывания и повысить тормозные усилия ведет к усложнению конструкций, ее удорожанию и снижению надежности. До последнего времени на легковых автомобилях, как правило, устанавливались гидравлические тормоза прямого действия, т.е. без каких-либо гидравлических, пневматических или вакуумных усилителей. От усилия, приложенного к ножной педали, срабатывает гидроцилиндр, подающий давление в исполнительные тормозные цилиндры, которые приводят в действие тормозную систему ходовых колес.

Такие конструкции требуют значительных физических усилий от водителя и нередко оказываются ему непосильными. Эффект торможения снижается, повышая аварийность.

Однако, эти системы существовали длительное время из-за их простоты и дешевизны.

В то же время в них таился огромный резерв. Ведь, приводя в действие тормоза, оператор вначале выбирает все люфты и зазоры во всех элементах тормозного механизма (в колодках, шарнирах, накладках, винтовых парах и т.д.). В этот период не нужны большие усилия, но происходит значительные перемещения элементов тормозной системы, т.е. необходимо подать в тормозные цилиндры значительные объемы жидкости при малом давлении. Когда тормозные колодки пришли в соприкосновение с тормозными колесами или дисками, требуется создать значительное усилие, но при весьма малых перемещениях, т.е. необходимо добавить в тормозные цилиндры небольшое количество жидкости, но высокого давления. Таким образом, в конечном итоге затраченная операторами работа на торможение невелика.

На кафедре конструирования машин НовГУ на этом принципе разработана конструкция гидравлического привода для тормозов трения, который при малых усилиях, создаваемых оператором (водителем) обеспечивает высокий тормозной эффект. Схема привода представлена на рис. 1.

Подпись: 

     Рис. 1

     Работает привод следующим образом. В начале торможения рычаг 3 проворачивается вокруг неподвижного центра вращения А и через опору Б выдавливает большой объем жидкости в тормозные цилиндры 1 и 2 из насоса 4 низкого давления по трубопроводу 8 в камеру Г распределителя 6. Когда все зазоры и люфты системы тормозов будут выбраны и тормозные элементы придут в соприкосновение, увеличивающееся усилие «Р» вызовет в насосе 4 нарастание давления жидкости, которая, попадая в полость Д распределителя, будет перемещать золотник 7 (по чертежу вправо), сжимая пружину 9. До этого момента канал, сообщающий трубопровод 10 с насосом 5 высокого давления, был перекрыт. Перемещаясь, золотник 7 перекрывает канал, сообщающий трубопровод 8 с насосом 4 и открывает канал, сообщающий трубопровод 10 с насосом 5 высокого давления. В этот момент точка Б рычага 3 становится неподвижным центром вращения, а точка А перемещается влево и рычаг 3 выдавливает жидкость из насоса 5 высокого давления в тормозные цилиндры 1 и 2, которые обеспечивают при этом необходимое для торможения усилие.

Привод испытан и применен на рудничном аккумуляторном взрывобезопасном электровозе 8АРВ со сцепным весом 8 т.

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Сокращение тормозного пути на 30 - 40%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

20.02.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)