ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

29-131-01

Наименование проекта

Методика определения социально-психологических характеристик личности и группы по результатам эмоциональной оценки респондентами повседневных состояний

Назначение

Диагностика социально-психологических характеристик личности и группы

Рекомендуемая область применения

Подбор персонала, подготовка специалистов различных профилей, руководство производственными и учебными группами, социологические исследования, статистический анализ

Описание

Описание к ИЛ № 29-131-01

Результат выполнения НИР.

Предлагаемая методика предполагает определение коммуникативно-адаптационных, деятельностных, статусных потребностей, возможностей и состояний на момент тестирования отдельной личности, а также социально-деятельностного потенциала группы.

Известными методиками (например, вопросник Р. Кэтелла, исследования по Люшеру и пр.) личностные характеристики в такой совокупности либо не рассматриваются, обеспечивая получение лишь фрагментарной информации о коммуникативно-адаптационных и статусных возможностях индивида, либо малоэффективны из-за значительных затрат внимания и времени, при этом не обеспечивают должной достоверности.

Социально-психологические характеристики группы как сумма личностных характеристик составляющих группу индивидов, структура и механизм развития внутригрупповых отношений, могут быть исследованы различными общепринятыми методами. Методики определения социального потенциала группы как субъекта действия неизвестны.

При разработке данной методики исходили из того, что эмоциональная оценка личностью собственных действий и состояний окружающей среды содержит необходимое и достаточное количество информации для моделирования как личностных, так и групповых характеристик, и, следовательно, вышеуказанные характеристики являются некоторыми функциями от совокупности оценок респондентом ряда повседневных состояний.

В методику входят вопросник и обработчик. Вопросник представляет собой последовательность из 28 описаний состояний индивида и среды. Каждое состояние оценивается респондентом а) как желательное («Нравится ли Вам…»), б) как неизбежное («Часто ли Вы испытываете…») по 7-балльной шкале.

Опрос занимает от 10 до 20 мин.; обработка результатов компьютеризирована, причем возможен любой ее вариант (индивидуальная, групповая, для респондента, для корреспондента, статистическая).

Высокая степень достоверности достигается за счет замены корреспондента компьютером, а также за счет использования современных научных методов при разработке и отборе вопросов.

В основу алгоритма обработки результатов легла предложенная математическая модель расчета индивидуальных и групповых характеристик по эмоциональному фону респондентов. Обработчик представляет собой ряд функций, линейных (в анализе личностных характеристик) и нелинейных (в анализе групповых характеристик). В случае анализа индивидуальных характеристик функция берется от соответствующих ответов представляющего интерес респондента.

В случае анализа групповых характеристик числовые ряды, являющиеся ответами на вопросы всех членов группы, проходят предварительную обработку, так как групповые характеристики являются функцией не от суммы соответствующих ответов различных респондентов, а от связывающей эти ответы зависимости.

Ответы респондентов оцениваются на достоверность (оценка достоверности имеет вероятностный характер и относится ко всему тесту в целом, а не к отдельным вопросам).

Вопросы содержат необходимую информацию, достаточную для оценки эмоциональной стабильности респондента и группы. Эта оценка также носит вероятностный характер; алгоритм ее вычисления может быть включен в обработчик.

Вопросы разработаны на основании теоретического анализа исследований российских и зарубежных авторов по проблемам психологии эмоций, психологии и социологии личности, теории малых групп и т.п. Отбор вопросов сделан в ходе эмпирического исследования 1998-99гг (выборка 620 человек).

Техническим решением является программа тестирования и обработки результатов по данной методике.

Преимущества перед известными аналогами

Высокая степень достоверности (вероятностная оценка достоверности до 92%), систематизированное предоставление результатов, анонимность в групповых исследованиях, определение характеристик группы, не отслеживаемых другими методиками

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Достоверность методики подтверждена эмпирическим исследованием 1999-2000 гг на выборке более 600 человек

Технико-экономический эффект

Сокращение трудоемкости в 5-8 раз и стоимости исследований в 2-5 раз, повышение качества и достоверности оценки до 92% за счет получения дополнительной информации для принятия решения

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

28.03.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)