Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 26-003-01 |
Наименование проекта Оценка эффективности контрольно-ревизионной работы в Республике Карелия. |
Назначение Совершенствование системы государственного финансового контроля, сокращение дефицита республиканского бюджета, уменьшение получаемых республикой дотаций из федерального бюджета. |
Рекомендуемая область применения Финансы и государственное управление. |
Описание Данная работа является результатом исследовательской разработки. Социально-экономические реалии жизни таковы, что необходимость контроля возникла давно, одновременно с формированием государства. Однако каждое правительство всегда стремилось организовать действенную систему контроля при минимальных расходах, т. е., затраты на организацию и проведение контроля должны были быть меньше, чем потенциальные потери системы в случае отказа от такового. В настоящее время указанный процесс продолжается, находя свое выражение в поиске оптимальных вариантов осуществления госфинконтроля. Государственные деятели постоянно предпринимают попытки, направленные либо на увеличение числителя в формуле экономической эффективности (повышение результатов), либо на сокращение знаменателя (например, уменьшая численность или ликвидируя вообще соответствующие министерства и ведомства). В частности, в конце 1998 г. была предпринята попытка изменения ориентиров в работе контрольно-ревизионных органов. Основной задачей стали проверки организаций, состоящих только на федеральном бюджете. Отчетные данные Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Республике Карелия (КРУ МФ РФ в РК) свидетельствуют об успешном достижении этой цели. Так, на фоне незначительного увеличения количества ревизий и проверок вообще (в том числе и в бюджетных организациях), наблюдается значительный рост числа федеральных проверок. Причем в 1999 г. количество федеральных проверок от общего числа было доведено до 50% (против 8% в 1996г.). Таким образом, после попыток «объять необъятное» в годы советской власти, когда, контроль, исходящий от высших эшелонов управления, существовал повсеместно, сегодня центральное правительство взяло иной курс. Обеспечивая принцип федерализма и суверенности субъектов федерации, российское Правительство приняло решение сконцентрировать работу федеральных служб на направлениях, затрагивающих исключительно деятельность федерации. Однако остался не проработанным вопрос реализации материалов. На практике получается следующая ситуация: сделав первый шаг по пути пресечения противоправных действий экономических субъектов, выражающийся в установлении фактов нарушений, полномочия КРУ на этом фактически заканчиваются. Не обладая мерами воздействия на нарушителей, контрольно-ревизионные органы уполномочены лишь давать предложения об устранении нарушений, о возмещении причиненного ущерба, направлять всевозможные предложения в органы, наделенные соответствующими правами, передавать материалы с выявленными фактами в другие инстанции. Таким образом, числитель в формуле экономической эффективности, с одной стороны, есть (КРУ работает, выявляет значительные суммы незаконных расходов), а с другой - дальше документального фиксирования это никуда не идет. На сегодняшний день указанная проблема нашла свое частичное решение через координацию и установление взаимодействия контролирующих органов, обладающих полномочиями доводить до логического конца то, что выявляется контрольно-ревизионными органами. Речь идет о принятых за последние два года Порядках взаимодействия УФК с КРУ и правоохранительных органов с КРУ. Несомненно, что система финансового контроля должна быть единой информационной системой, а не совокупность разрозненных органов контроля. Как показала практика совместной работы соответствующих органов (КРУ, УФК, силовые структуры), только благодаря скоординированным действиям, дальнейшему совершенствованию появившегося опыта можно добиваться конечных целей, стоящих перед контролирующей системой. В противном случае, государственный финансовый контроль снова будет оставаться лишь «наблюдателем» за расхищением национального достояния. Проведенный автором анализ работы КРУ МФ в РК и таких параметров республиканского бюджета, как дефицит и трансферты, дает основание сделать следующий вывод: при условии мобилизации (восстановления) полной суммы выявленных незаконных расходов в бюджет Республики Карелия, возможно было бы минимизировать или вообще ликвидировать дефицит либо значительно сократить сумму получаемых трансфертов из российского бюджета. Так, в 1997 г. сумма финансовых нарушений, установленных аппаратом КРУ, почти в 1,5 раза перекрыла дефицит республиканского бюджета. В последнем, 1999 г., за счет восстановления незаконных расходов в бюджет Республики Карелия уменьшение дефицита возможно было бы на 82%. С другой стороны, КРУ Минфина России и его территориальные структуры - федеральный орган исполнительной власти, а ежегодно направляемые РК трансферты - расходная статья федерального бюджета. Поэтому при возможном направлении восстанавливаемых сумм незаконных расходов в счет трансфертов, существенно бы уменьшилась нагрузка на федеральный бюджет. В различные годы (1996-1999) от 14 до 63% возможно было бы сократить расходы федерального бюджета по субъекту РФ - Республики Карелия. В данной ситуации возникает еще один немаловажный аспект (как в случае уменьшения республиканского дефицита, так и трансфертов) - появляется заинтересованность в результативной работе КРУ (чего на сегодняшний день фактически нет), а также в мобилизации сумм выявляемых финансовых нарушений либо со стороны республиканских властей, либо федеральных. К сожалению, в настоящее время эти возможности не используются не только на республиканском, но и на российском уровне. Из года в год при обсуждении проблемы бюджетного дефицита коллегия Минфина РФ предлагает одни и те же возможные варианты решений. Однако речь практически не идет о необходимости целевого, более эффективного использования ресурсов, о том, чтобы снижать непроизводительную часть расходов и отменять те, которые имеют низкую отдачу. Производимое восстановление средств осуществляется в добровольном порядке организациями - нарушителями. Хотя при возможном отказе это делать нет никаких мер воздействия. Поэтому, по нашему мнению, эффективной работа органов КРУ МФ РРФ может считаться только в том случае, когда мобилизация близка или равна выявленным незаконным расходам. Именно поэтому в ходе проводящегося реформирования системы государственного финансового контроля следует разработать действенный механизм по восстановлению незаконных расходов, ввести ответственность за допущенные нарушения. |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны. |
Стадия освоения Внедрено. |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект На 100% сокращается дефицит республиканского бюджета, на 30% снижается сумма получаемых трансфертов из бюджета республики. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 02.04.2001 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)