Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-057-01 |
Наименование проекта Эколого-градостроительные рекомендации по планировочной организации средозащитного озеленения жилых микрорайонов |
Назначение Совершенствование приемов размещения жилых зданий и средозащитных зеленых насаждений с целью создания комфортной среды обитания человека |
Рекомендуемая область применения Градостроительство |
Описание Результат выполнения НИР. Развитие практики зеленого строительства и проектирования привело к осознанию значения озелененных пространств как структурной системы, способной к эффективному решению функциональных, планировочных и экологических задач. Это обусловлено как широким диапазоном возможных планировочных решений - от зеленой среды непосредственно у жилых домов, до организации централизованных систем крупных массивов в составе жилых районов (садов, парков и т.п.), так и возможностью существенного влияния на санитарно - гигиенические факторы среды и ландшафтно - эстетические качества застройки. Образование системы различных категорий зеленых устройств ландшафтно - средозащитного назначения, органически связанных пешеходными дорогами - бульварами и внутримикрорайонным озеленением, являет собой основу, на которой может быть создано полноценное природное окружение жилых структур и обеспечены условия для быта, отдыха и оздоровления населения. Планировочная и функциональная структура жилых районов в большинстве крупных и крупнейших городов во многом предопределяется развитием транспортных сетей, обозначающих границы и конфигурацию планировочных районов в целом. В этом масштабе наиболее существенны для последующих проектных решений застройки выявление и сохранение существующих участков и массивов зеленых насаждений с целью их последующего включения в структурную систему озеленения жилых районов. Как правило, именно эти стыковые территории в наибольшей степени подвержены воздействию факторов дискомфорта техногенного и природного характера. Поэтому, даже при наличии участков средозащитного озеленения, наиболее целесообразен «выход» жилых микрорайонов к скоростным магистралям общегородского значения и уличным сетям с высокой интенсивностью движения путем организации строчной застройки с ориентацией торцов зданий к источникам загрязнения среды при минимальном числе периметрально расположенных домов. Обшей особенностью организации жилой зоны микрорайонов крупных городов является, открытый характер застройки. В проектной практике для крупных и крупнейших городов разрабатываются несколько различных схем: свободное размещение жилых домов и общественной застройки в озелененной среде микрорайона; размещение жилых домов в виде системы взаимосвязанных дворовых пространств; планировка жилых домов группами. Наиболее частым планировочным приемом организации новой застройки микрорайонов в крупных городах являлся групповой прием размещения домов (до 50 - 60%). Практика проектирования последних десятилетий позволила выявить определенные достоинства этой системы планировки. Прежде всего это связано с возможностью удобного объединения объектов обслуживания, выделения и более четкой связи жилых групп с объектами озеленения общего пользования. Благодаря многократному осуществлению строительством этого приема в большинстве случаев утвердились позитивные тенденции в планировочной организации микрорайонов. Признана ошибочность размещения детских учреждений в жилых дворах, уменьшилась расчлененность территории селитьбы транспортными сетями и т.д. Структура жилой застройки принципиально представляется в следующем виде: в границах защитного озеленения, предусматриваемого по контуру территории, располагается собственно территория застройки на участке для групп жилых зданий с четко обозначенными дворами отдыха и зонами транспортного назначения. Детские учреждения располагаются за пределами жилой зоны. В практике градостроительства при средней этажности 3 - 5.5 - плотность жилого фонда (нетто) составляет - 4850-5650 м 2/га и, в основном, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к организации жилой зоны (15.6 - 24.7%). В практике проектирования и строительства, особенно крупнейших городов, накоплен значительный опыт планировочной организации, благоустройства и озеленения площадок отдыха для детского и взрослого населения. В повышении общего уровня озелененности и благоустройства жилой застройки определяющее значение имеет рациональное размещение жилых зданий. Особенно это важно при увеличении плотности жилого фонда и количества населения. В результате устройства дополнительных площадок различного функционального назначения и более развитой дорожной сети, значительно уменьшается площадь и обеспеченность озелененными участками. Более свободное (рассредоточенное) размещение жилых домов приводит к образованию укрупненных участков зеленых насаждений, в которых размещаются участки тихого отдыха, детские площадки и т.д. При этом возможно ухудшение режимов аэрации и шумозащиты, из-за невозможности создания изолированных участков тихого отдыха. Это показывает, что в зависимости от принятой схемы размещения жилой застройки, эффективность системы ландшафтно-средозащитного озеленения в повышении комфортности среды варьируется в значительном диапазоне, причем, далеко не во всех случаях потенциальные возможности территорий получают свое полноценное эффективное использование. Следует также отметить, что непродуманная планировка микрорайонных озелененных участков в отношении трассировки пешеходных связей и отсутствие достаточного количества площадок различного назначения приводит к уничтожению напочвенного растительного покрова, высокой степени биоповреждений и последующей гибели участков насаждений. Анализ экспериментальных проектных работ дает возможность проследить зависимость величины площадей зеленых зон от планировочных приемов размещения жилых зданий на территории одного и того же участка застройки в неизменных его границах при одинаковой плотности жилого фонда. При сохранении санитарных разрывов и других нормативно - технических требований и применении одинаковых типов жилых домов, площадь озелененных участков может быть увеличена с 24 до 45% жилой территории. Влияние размещения жилых домов на изменение уровня озеленения и благоустройства территорий даже в условиях повышенной плотности жилой застройки достаточно убедительно выявляет потенциальные возможности улучшения экологических показателей за счет выбора рациональных приемов планировочной организации. Нетрудно видеть, что, как правило, наиболее благоприятная среда создается на тех участках, которые изолированы от ближайших магистралей многосекционными зданиями, ориентированными на уличные пространства. Натурные исследования показывают, что концентрация оксида углерода (СО) за 5 - 9 - этажной буферной застройкой резко падает и составляет - 0.04 - 0.15 от концентраций загрязнений исходных уровней. В вариантах торцовой или расположенной под углом к магистрали застройки периферийного участка складывается противоположная ситуация - загрязненные воздушные массы способны к свободному проникновению во внутренние пространства жилого массива (по натурным наблюдениям в крупных городах этот тип составляет - 30-40%). Последний вариант допускает определенную коррекцию экосреды средствами озеленения. В плотно застроенных массивах, находящихся в зонах с преобладанием штилевой погоды, на первый план может быть выдвинута задача умеренной аэрации жилых пространств. Многоэтажная застройка со сложной и замкнутой конфигурацией в плане резко снижает естественные циркуляционные процессы. С другой стороны, повышенная степень аэрации наблюдается в открытых пространствах строчной застройки, обращенной в сторону господствующих ветров. Для стимуляции аэрационного режима в вариантах периметральной застройки должны быть устроены разрывы между смежными корпусами или «раскрыты» первые этажи зданий. Как видим, роль средозащитного озеленения в случае регулирования ветрового режима может быть принципиально различной: от планировочных вариантов стимуляции аэрации до эффективной ветрозащиты территорий. Следует обратить внимание на тот факт, что роль и место средозащитного озеленения является как бы вторичной и следующей во многом планировочному решению зданий в системе застройки. При этом неудачные решения в плане санитарно - гигиенических качеств застройки во многом могут быть скорректированы средозащитным озеленением территории. Значительное место в общей структуре микрорайонов крупных городов принадлежит образовательным и детским учреждениям. Их размещение подчинено известным требованиям планировки микрорайона при достаточной удаленности от источников жилья и шума. Кроме того, эти объекты должны находиться в наилучших микроклиматических условиях. В этой связи используются три общих планировочных приема: размещение школ и детских учреждений на одной обособленной территории; размещение их на раздельных территориях; рассредоточенное расположение отдельных учреждений или их групп. Во всех случаях размещения школ и дошкольных учреждений для анализируемой застройки 1960 - 1980-х гг. характерно срединное размещение. В ряде случаев (до 25%) эти территории сблокированы с микрорайонными садами. Отдаление школ и детских садов от транспортных магистралей, безусловно позитивный факт не только планировочного, но и экологического характера. Срединное их расположение в центрах микрорайонов существенно улучшает качественные показатели среды на прилегающих функциональных участках. Существенное влияние на структуру микрорайонов оказывают запроектированные транспортные сети. Максимальное освобождение жилой зоны от движения скоростного транспорта может быть достигнуто в подавляющем числе случаев. Этому способствуют известные планировочные приемы: организация движения по контурным магистралям с их пересечениями на расстояниях до 1000 -1200 м, ограничение числа выездов из жилой застройки и т.д. Однако, в связи с резким возрастанием транспортных средств, в т.ч. личного пользования, с конца 1980-х гг. обозначилась проблема организации территорий стоянок автотранспорта. Перегруженность придомовых территорий транспортными средствами весьма негативно отражается на состоянии благоустройства этих участков, приводит к уничтожению растительного напочвенного покрова и других элементов озеленения. Параметры основных внутримикрорайонных транспортных сетей без перспективного учета возрастания интенсивности движения не адекватны складывающейся ситуации. С этой точки зрения, планировочные структуры микрорайонов крупных городов наиболее уязвимы в экологическом отношении. В большинстве случаев на внутримикрорайонных проездах существенно увеличена интенсивность движения до 30 - 80 авт/ч. Дорожная схема, заложенная в проектах, стихийно «корректируется» возникающими «трассами» дополнительных въездов - выездов на основные магистральные сети и т.д. В наибольшей степени для оценки экосреды микрорайонов характерно сопоставление нормативных показателей озеленения с существующим положением. Анализ проектных решений показывает, что озелененные участки по действующим нормам должны составлять до 40 - 60% всей территории. Реальные же размеры озелененных пространств существенно снижены: по данным инвентаризации городских зеленых насаждений в гг. Брянске, Туле, Орле реальная площадь размещения озелененных участков составляет всего 15-60% от проектных показателей. В большинстве случаев работы по зеленому строительству не были завершены в полном объеме (60%). Значительные площади существующих зеленых насаждений в процессе строительства уничтожены или приведены в угнетенное состояние. Целесообразность и необходимость проектирования элементов средозащитного озеленения в структуре жилой застройки определяется при комплексном анализе и прогнозе экологических условий проживания населения. Очевидно, что в каждом конкретном случае для отдельных жилых групп, домов и категорий озеленения, необходим дифференцированный подход на основе пофакторного анализа среды и возможности ее оптимизации средствами средозащитного озеленения. Оценка соответствия проектного предложения нормативным требованиям по качеству среды осуществляется графоаналитическим методом. С этой целью разрабатываются карты, дающие оценку влияния отдельным факторам (шум, загазованность, степень аэрации, запыленность, инсоляция и др.). Отдельные пофакторные схемы объединяются в сводную карту сочетанного воздействия факторов дискомфорта. Таким образом, комплексное использование предложенных рекомендаций при проектировании жилых застроек позволит значительно улучшить экосреду территорий селитьбы. |
Преимущества перед известными аналогами Значительное улучшение экосреды жилых микрорайонов по сравнению с реально действующими проектами |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Снижение загрязненности воздушной среды в 3 - 3,5 раза |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 15.03.2001 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)