Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-050-01 |
Наименование проекта Способ правки коленчатых валов с кривошипами, лежащими в одной плоскости |
Назначение Правка изогнутых коленчатых валов двигателей А-41, СМД-14НГ, СМД-18Н, Д-240 и некоторых других |
Рекомендуемая область применения Ремонт автотракторокомбайновых двигателей на ремонтных предприятиях |
Описание Результат выполнения конструкторско-технологической разработки. Большинство ремонтных предприятий правят коленчатые валы обычно одно-семикратным нагружением (а в среднем трехкратным) на прессах, что снижает их усталостную прочность в среднем на 10-15% и максимум на 30%. Установлено, что чем выше прогиб вала, тем большее число нагружений надо приложить, чтобы его выправить, что свидетельствует о более напряженном состоянии. Валы с прогибами в 0,50 - 0,65 мм обычно находятся в средне напряженном состоянии, валы с прогибами в 1,5 - 2,00 мм в максимально напряженном состоянии. Чем больше напряжен вал, т.е. чем выше его прогиб, тем значительнее снижается выносливость вала, выправленного прессом. Поэтому, править коленчатые валы на прессах не рекомендуется. Например, при изготовлении и ремонте коленчатых валов дизелей семейства ЯМЗ не допускается их правка на прессах путем перегибов. Иногда допускается правка коленчатых валов на прессах, но только после упрочнения их галтелей накаткой. Накатка повышает выносливость валов в среднем на 30%, но она пока практически не нашла применения в ремонтном производстве. Наиболее прогрессивный простой и самый доступный для всех ремонтных предприятий способ правки коленчатых валов - чеканкой галтелей с применением бойков специальной конструкции (см. рис. 1) Носок бойка по толщине выполнен в соответствии с радиусом галтели минус 0,2мм. Лезвие изготавливается вогнутым, копируя радиус шейки вала, что позволяет упрочнять галтели на дуге 40-60 в зонах перекрытия коренных и шатунных шеек, т.е. в наиболее слабых местах коленчатых валов. Длина бойка, мм: 140 - 170. Суть способа заключается в следующем. Участок шлифовки валов оснащается поверочной плитой, призмами и штативом с индикатором для замера прогибов и правки изделий. Вал крайними коренными шейками устанавливается на призмы (они должны быть закреплены на плите) и по неизношенному поясу средней коренной шейки устанавливают ножку индикатора. Определив величину прогиба и его направление, делают предварительное заключение о степени напряженности вала. Если какая-либо шейка (шейки) была заклинена, то обычно вал получает повышенную напряженность. Поэтому рекомендуется все валы с заклиненными шейками направлять на правку. В среднем 23% тракторных двигателей поступают в ремонт с заклиненными коленчатыми валами. При заклинивании шатунных шеек обычно вал получает более значительную напряженность, нежели от заклинивания коренных шеек. Определив предварительную напряженность вала, устанавливают его стрелой прогиба вниз и обчеканивают галтели в зоне перекрытия шеек, нанося удары по бойку молотком массой 800г. Окончательная напряженность вала выявляется при правке. Если при чеканке галтелей вал относительно легко поддается правке, то и степень его напряженности невелика, и наоборот. Сложность правки коленчатых валов, изготовленных из высокопрочных чугунов, связана прежде всего с малой пластичностью чугуна. Так, высокопрочный чугун, используемый для изготовления валов дизелей СМД-14НГ имеет относительное удлинение - 4-10%. Чугунные коленчатые валы с прогибами 0,4-1,0 мм обычно трудно поддаются правке. То же можно сказать и о высоко напряженных стальных валах. Когда выправить окончательно валы чеканкой не удается, рекомендуется вести правку до тех пор, пока валы поддаются ей, а затем такие изделия с остаточным прогибом следует подвергать шлифовке и за счет этого устранять их изгиб. Величина остаточной деформации у таких валов не превышает 0,20-0,25 мм. Правку валов следует начинать с чеканки галтелей шатунных шеек, прилегающих к средней коренной шейке (см. рис. 2). Чеканка галтелей, показанных на рис. 2а, дает снижение стрелы прогиба на 0,12-0,45 мм, на рис. 2б - на 0,07-0,23 мм. Правка валов, согласно рис. 2в, приводит к снижению стрелы прогиба на 0,70-1,00 мм. Чеканка галтелей одной заклиненной шатунной шейки снижает прогибы валов: чугунных - на 0,05-0,10мм, стальных - на 0,05 - 0,30 мм. В том случае, когда чеканкой галтелей шатунных шеек выправить вал окончательно не удается, следует обчеканить коренные шейки, что приводит к снижению прогибов валов на 0,10 - 0,20 мм. У валов, трудно поддающихся правке, рекомендуется обчеканивать галтели как шатунных, так и коренных шеек (рис. 2г). На рис. 2д представлена последовательность правки валов со стрелой прогиба, направленной в сторону, противоположную второму и третьему кривошипам. Эффективность правки пятиопорных коленчатых валов с кривошипами, лежащими в одной плоскости, определяется в основном чеканкой галтелей второго и третьего кривошипов. При незначительных деформациях валов эффективность правки достигается также чеканкой галтелей заклиненной шейки или чеканкой галтелей коренных шеек. Способ прост, доступен для применения на любом предприятии. Рис. 1. r1- радиус галтели валов, подвергаемых правке r2- радиус коренной шейки вала l3- длина бойка. Рис. 2. Схема правки валов с биением в плоскости кривошипов: 1,2,3…12 - место чеканки |
Преимущества перед известными аналогами Простая эффективная технология |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение усталостной прочности валов на 10-20%. Годовой экономический эффект на один двигатель составляет 5 тыс. руб. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 01.03.2001 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)