ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-037-01

Наименование проекта

Система автоматического регулирования теплового режима двигателей

Назначение

Повышение долговечности двигателей, применяемых на лесозаготовительных машинах

Рекомендуемая область применения

Лесозаготовительное оборудование, тракторное машиностроение

Описание

Результат выполнения конструкторской разработки.

Экономичная, надежная работа дизельных установок невозможна без применения САРТС охлаждающей жидкости, смазочного масла и наддувочного воздуха. Экономичность и долговечность двигателей повышается на эксплуатационных режимах, особенно при низких температурах наружного воздуха, а также при пусках и выходе на режим. Требования к основным параметрам САРТС и к терморегуляторам отечественных дизелей оговорены стандартами и ГОСТ 224-64-77 и ГОСТ 10150-88.

В автотранспортных двигателях элементы САРТС включены в систему охлаждения для поддерживания оптимальной температуры охлаждающей жидкости 85-95° С наэксплуатационном режиме.

До настоящего времени регулирование температуры воды в тракторных дизелях осуществляется термостатом. Опыт показывает, что в двигателях лесозаготовительных машин, работающих в зимний период, оптимальная работа термостата не устраняет потерь в системе охлаждении. Так, при пуске и прогреве дизеля СМД-14 трактора ТДТ-65 вентилятор просасывает воздух через отключенныйтермостатом радиатор. При понижении температуры вoздyxa радиатор прикрывается шторкой для уменьшения потока воздуха через него во избежание замерзания воды в трубках радиатора. Хотя целесообразнее при этих ситуацияхотключать не только поток жидкости в радиатор, но и ос­тановить вращательное движение вентилятора.

В связи с этим раз­работан вариант конструкции привода вентилятора для дви­гателей типа СМД, применяемых на лесозаготовительных машинах. В новой конструкции для регулирования теплового режима дизеля отключающийся привод вентилятора работает совместно с термостатом. Привод вентилятора фрикционного типа смонтирован на корпусе водяного насоса. Вращение вала венти­лятора осуществляется включением фрикционной однодиско­вой сухой муфты, соединенной шлицевой ступицей со шлицевым валом вентилятора. Фрикционная муфта включается диафрагмой за счет заполнения бустерной полости, распо­ложенной между ней и корпусом водяного насоса, маслом из главной магистрали системы смазки. Маслом бустерная полость заполняется по команде термодатчика. Чувствительный элемент датчика омывается потоком охлаждающей жидкости, проходящей в корпусе водяного насоса. Изменение температуры охлаждающей жидкости вызывает изменение объема наполнителя датчика и соответственно положения штока и плунжера датчика. При температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля ниже 85°С плунжер включателя опускается вниз, а золотник - вверх и перекрывает доступ масла в бустерную полость. В этом случае масло, поступившее к включателю датчика из главной масляной магистрали дизеля через центральное отверстие в золотнике .по сливному каналу направляется в подшипниковую полость водяного насоса и далее в картерную полость дизеля.

При повышении температуры охлаждающей жидкости в системе до 85°С и выше шток термосилового датчика выдвигается вверх и перемешает плунжер вверх, перекрывая центральное отверстие золотника и открывает канал в бустерную полость. Из главной магистрали масло заполняет бустерную полость водяного насоса, давит на диафрагму, которая, прогибаясь, прижимает ведущий диск к ведомому. В результате крутящий момент от шкива водяного насоса через фрикционную муфту привода передается на вентилятор, который начинает вращаться с угловой ско­ростью шкива. При снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85°С плунжер термосилового датчика под действием возвратной пружины перемещается вниз, а золотник под действием своей пружины - вверх и перекрывает доступ масла в бустерную полось водяного насоса. Пружины фрикционной муфты размыкают муфту привода и вентилятор отключается.

Вращение вентилятора (с частотой менее 400 об/мин) при включенной муфте обусловлено трением в подшипниках привода.

Внедрение конструкции отключаемого привода вен­тилятора не требует значительной перекомпоновки, за исключением перемещения радиатора на 50-60 мм вперед.

Система обеспечивает эффективную, надежную работу двигателя, повышает срок его службы в 2 раза.

Преимущества перед известными аналогами

Автоматическое регулирование теплового режима двигателя с помощью новой конструкции привода вентилятора

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Годовой экономический эффект за счет экономии топлива составил более 3,5 - 4,0 Г/Квт.ч

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

07.02.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)