Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 02-064-01 |
Наименование проекта Основные принципы формирования машино-тракторных станций |
Назначение Исследование основных принципов формирования машинно-тракторных станций (МТС) |
Рекомендуемая область применения Ремонт, техническое обслуживание сельскохозяйственной техники |
Описание Результат выполнения научно-исследовательской работы. В первую очередь МТС создают в тех районах, где сельскохозяйственные предприятия не в состоянии содержать сложную технику и самостоятельно выполнять полевые работы, такие как обработка почвы, сев, заготовка кормов и уборка урожая. В связи с ограниченностью финансовых средств, выделяемых для государственной поддержки МТС из федерального и региональных бюджетов, разрабатываются различные варианты привлечения внебюджетных средств банков и фондов. При создании МТС на кооперативной основе в качестве технической базы применяют технику хозяйств - учредителей. Базовые предприятия, на основе которых создают МТС, это, как правило, РТП, агроснабы, предприятия сельхозхимии, хозяйства сельхозпроизводители, а также ПМК, мелиоративные и другие организации. При создании МТС не следует привязывать ее к административным границам. Размещение центральной базы должно в основном зависеть от концентрации хозяйств, нуждающихся в обслуживании (часть из них может располагаться в соседнем районе). При этом главными критериями выбора зоны обслуживания становятся достаточная загрузка производственных мощностей предприятия и минимизация затрат времени и средств на переезды машинно-тракторных агрегатов. При необходимости для приближения техники к потребителям услуг МТС - могут создаваться дочерние предприятия-филиалы или прокатные пункты. Применительно к модельному варианту МТС Сибири, радиус обслуживания одним производственным подразделением МТС должен составлять 15…20 км. Главное требование к МТС - сравнительно низкая стоимость услуг при их удовлетворительном качестве и достаточной оплате труда наемного персонала. Как показывает опыт США и Канады, прибыль подобных предприятий должна составлять 8…12%. Такая изначальная предпосылка будет способствовать конкурентности МТС на рынке сервисных услуг. Вместе с тем с целью накопления средств для развития производства необходимо поощрять побочные услуги - изготовление ширпотреба, продажа запасных частей автомобилей и т.п. Как было установлено опросом сельхозтоваропроизводителей, они более всего нуждаются в выполнении трудоемких и сложных операций - особенно ограниченных жесткими агротехническими сроками. В первую очередь - это раннее весеннее боронование, предпосевная культивация, весенняя вспашка, заготовка кормов, уборочные работы, внесение удобрений. Упрощенно структуру модельной МТС можно представить по следующей схеме: высшим руководящим органом МТС является Совет учредителей. Исполнительный орган - администрация МТС во главе с директором, который нанимается Советом учредителей. В состав администрации входят главный инженер, бухгалтерия, главный агроном, инженер по внедрению прогрессивных технологий, инженер по охране труда, отдел сбыта продукции. Директор по представлению главного инженера, принимает на работу механизаторов на конкурсной основе. В модельной структуре МТС рекомендуется иметь следующие производственные блоки: 1.Блок производственной эксплуатации МТП - включает в себя: -отряд по предпосевной обработке почвы посеву и посадке; -отряд плодородия - по внесению органических и минеральных удобрений, защита растений; -отряд междурядной обработки пропашных культур; -отряд заготовки кормов; -уборочно-транспортные комплексы зерновых культур; -уборочно-транспортные комплексы сахарной свеклы, картофеля; -отряд осенней обработки почвы. 2.Блок технической эксплуатации МТП: - машинные дворы; - нефтебаза и заправщики МЗ-3904; - стационарные пункты и передвижные агрегаты технического обслуживания; - цех агрегатного ремонта машин; - склад обменного фонда; - передвижные склады; - аварийная служба ремонта машин; 3.Транспортные блок для обслуживания производственных отрядов МТС и оказания услуг сельхозтоваропроизводителям; 4.Блок предприятий по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции; 5.Блок технического обслуживания оборудования животноводства; 6.Блок производственных структур по техническому сервису сельских товаропроизводителей. Участвуя непосредственно в технологическом процессе производства сельскохозяйственной продукции МТС, могут оказывать непосредственную помощь сельхозтоваропроизводителям при недостатке у последних собственных технических ресурсов, непосредственно заниматься производством сельскохозяйственной продукции на угодьях, арендованных у хозяйств с ограниченными ресурсами для их использования. Важным этапом работы МТС является ремонтно-техническое обслуживание машин и оборудования. В большинстве вновь создаваемых станций вряд ли целесообразно проводить капитальные ремонты сложной техники (дизелей, турбокомпрессоров, гидроагрегатов и др.). Для этого потребовалось бы сложное и дорогое оборудование и высококвалифицированные специалисты, которых не удалось бы полностью загрузить в течение года. Более правильно такие работы передать специализированным предприятиям. Во вновь создаваемых станциях следует сосредоточить усилия на создание необходимого обменного фонда, выполнении текущих ремонтов и устранении сложных отказов машин с выездом к месту их эксплуатации. Кроме того, в мастерской целесообразно предусмотреть рабочие места для ремонта сложных машин силами их владельцев с небольшой помощью опытного механика, сварщика и других специалистов МТС. Формирование контингента механизаторских кадров МТС. Квалификация- высокая, не ниже, чем у большинства кадровых механизаторов окружающих хозяйств; опыт работы на машинах разных марок, желательно и на комбайнах; знание агротехники и технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Режим рабочего времени- согласие работать с гибким режимом рабочего времени - 10 часовая продолжительность рабочей смены, некалендарное представление (переносы) выходных; наличие сложных профессий для занятости в зимний (не полевой) период года. Оплата труда- оплата за работу не ниже уровня механизаторов хозяйств такой же квалификации; материальная заинтересованность в натуральной оплате (зерно, грубые корма и т.д.). Организационные варианты комплектования МТС механизаторскими кадрами могут быть следующие: 1.Постоянные - квалифицированные механизаторские кадры проживающие в месте размещения МТС являются основой трудового коллектива. Они, как правило, работают на колесных тракторах тягового класса 3 и 5, обеспеченных относительно постоянным объемом работ (заказов) в радиусе не более 30км. При наличии квалификации они могут в уборочную компанию работать комбайнерами. При спаде напряженности полевых работ эти механизаторы участвуют в ремонте техники МТС и обслуживаемых хозяйств по их заявкам. Перегоны техники к месту нахождения МТС производятся только по окончании работы в данном предприятии. В зависимости от напряжения полевых работ доставка механизаторов к месту работы и обратно осуществляется общественным или специальным транспортом, а также может быть организован отдых и ночлег на территории обслуживаемого хозяйства в специальных передвижных полевых вагончиках. 2.По мере усложнения технологии работ в растениеводстве рекомендуется прием гибкого закрепления техники за механизаторами. Суть его в том, что в зависимости от потребности в той или иной машине разного технологического назначения механизатор может попеременно работать на них в качестве основного или сменного оператора. Широкое распространение получили следующие варианты закрепления техники за механизаторами: трактор пахотный и зерноуборочный комбайн (1 или 2 механизатора); комбайн кормоуборочный и зерноуборочный или свеклоуборочный (1 механизатор); трактор пахотный и пропашной (1-2 механизатора). В результате такого гибкого комплектования удается снизить общую потребность в механизаторах и, улучшить условия их труда и отдыха, повысить интенсивность использования техники. 3.Постоянные механизаторы, проживающие в населенных пунктах вне места размещения МТС, привлекаются из крестьянских и фермерских хозяйств, а также из числа пенсионеров. Они, как правило, получают в свое распоряжение трактор с набором машин и обслуживают крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные, садовые кооперативы, а также коллективные хозяйства с дефицитом механизаторов. Технической базой в таких случаях служит ремонтная мастерская, СПТО, машинный двор, пункт заправки топливо-смазочными материалами отделения или бригады крупного коллективного хозяйства. 4.В период максимального напряжения полевых работ на временную работу в качестве сменных или подменных водителей тракторов, комбайнов привлекаются лица имеющие профессию механизатора из числа местных жителей, студенты, пенсионеры, отпускники, члены крестьянских и фермерских хозяйств, учащиеся СПТУ. Для повышения суточной производительности агрегатов в период напряженных полевых работ рекомендуется следующий режим рабочего дня: 4.30 - 5.00 - доставка механизаторов на поле; 5.00 - начало работы; 8.00 - 9.00 - завтрак; 9.00 - 13.00 - работа; 13.00 - 14.00 - пересмена, обед, техническое обслуживание агрегатов; 14.00 - 18.00 - работа; 18.00 - 19.00 - ужин; 19.00 - 22.00 - работа; 22.00 - 22.30 - доставка механизаторов в полевой вагончик. Механизатор выходит на работу во вторую смену и работает до 22 ч, на следующий день он выходит на работу в первую смену. Затем сутки отдыхает и приступает к работе во вторую смену. Передача агрегата, его техническое обслуживание осуществляется в пересмену (13.00 - 14.00ч) в присутствии обоих механизаторов. Такой режим дня повышает суточную производительности машинно-тракторного парка на 50-60% в сравнении с обычной двухсменкой, и дает возможность механизатору уделить внимание семье и личному подворью. Машинно-технологические станции - это рациональный путь выполнения напряженных полевых работ в оптимальные агротехнические сроки, и предотвращение распыления средств государственной поддержки, направляемых на закупку техники для села. |
Преимущества перед известными аналогами Исключает из сферы деятельности МТС создание ремонтной базы |
Стадия освоения Опробовано в условиях опытной эксплуатации |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение производительности машинно-тракторных агрегатов на 40-50% |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 10.05.2001 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)