ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

19-050-00

Наименование проекта

Государственное программное регулирование инвестиционно-строительной деятельности в условиях рынка

Назначение

Регулирование инвестиционно-строительной деятельности

Рекомендуемая область применения

Строительный комплекс

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Без регулирующего и целенаправленного вмешательства государства в сферу инвестиционно-строительной деятельности вряд ли можно решить такие острей­шие проблемы народного хозяйства, как его стабилизация, подъем экономики, повышение эффективности общественного производства.

Разработка целевых программ развития строительного комплекса на основе четко поставленной конечной цели и жестко увязанной во времени и пространстве деятельности многих предприятий отрасли по всем стадиям воспроизводственного цикла позволяет эффективно осуществлять слияние разрозненных процессов в единый производственный. Целевая программа как новая форма обобществления обеспечивает территориальную и отраслевую взаимосвязанность различных звеньев народного хозяйства, участвовавших в решении важнейших проблем развития строительства, в реализации перспективных целей экономического и социального развития. Устанавливая комплексность и c6aлaнсированность развития отраслей и районов в рамках формирующихся комплексов, целевые программы охватывают все формы хозяйственных связей.

Методология программно-целевого регулирования в сфере строительства прежде всего направлена на концентрацию и объединение усилии научных, проектных и производственных предприятий на ключевых проблемах развития строительного комплекса;

повышение комплексности принимаемых решений на основе всесторонней увязки социальных, экономических, научно-технических и экологических факторов развития отрасли;

создание общеметодологической и методической основы формирования приоритетов развития строительства посредством механизма отбора проблем, требующих программного решения;

создание организационно-экономического механизма эффективного решения межотраслевых вопросов;

совершенствование всего механизма хозяйствования на основе достижения нормативных сроков сооружения производственных и непроизводственных объектов, выполнения в полном объеме и номенклатуре договоров строительства.

К условиям, при которых возникала необходимость в разработке программы развития строительства, можно отнести:

• коренное изменение пространственной стратегии и ломка сло­жившихся экономических структур и территориальных пропор­ций;

• хозяйственное освоение новых территорий, находящихся в экс­тремальных условиях;

• межрайонное и внутрирайонное межотраслевое взаимодействие в целях комплексного использования ресурсов многопланового ха­рактера и формирования новых территориально-производствен­ных комплексов;

• осуществление проектов долговременного действия с серьезными экономическими, социальными и экологическими последствия­ми;

• комплексное использование всех резервов интенсификации, ле­жащих в сфере как отраслевого, так и территориального разви­тия;

• применение специальных правовых, организационных и эконо­мических рычагов для решения территориальной проблемы.

Объективная необходимость в программном регулировании развития строительства возникает в тех случаях, когда:

имеются проблемы, для решения которых сложившиеся производственно-технологические и социально-экономические связи не приспособлены и не в состоянии оперативно перестроиться;

существует необходимость в комплексном использовании природных ресурсов межотраслевого значения и многоцелевого использования;

традиционные формы и методы управления недостаточны для взаимной увязки отраслевых и межотраслевых проектов, связанных общими целями и задачами;

необходимо комплексное хозяйственное освоение новых территорий;

Функции изучаемых программ сле­дующие:

1) они призваны обеспечить совершенствование существу­ющих и формирование новых территориальных пропорций и межрайонных интеграционных связей;

2) они способствуют вовлечению в хозяйственный оборот крупных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, обеспечивая их рациональное межрегиональное перераспределение;

3) программы вносят коренные качественные изменения в экономические и социальные структуры;

4) они призваны создавать экономические, социальные и территориальные структуры в районах нового освоения и связаны с вовлечением в хозяйственный оборот важных ре­сурсов, использование которых не имеет альтернатив;

5) крупные программы, как правило, привлекают огромные капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, причем с довольно про­должительным лагом получения ожидаемых результатов (это создает долговременные инерционные тенденции в распреде­лении капитальных вложении);

6) эти программы становятся исходной базой для возник­новения центробежных сил, которые диктуют свои правила отраслям и территориально-административным образовани­ям (отсюда цепная реакция, затрагивающая многочисленные сопряженные производства, в той или иной степени участву­ющие в реализации этой программы);

7) они предполагают создание мощных инфраструктурных объектов регионального и общероссийского значения, которые впоследствии становятся решающим фактором вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов.

Особенностью крупных программ развития строительства является создание новых высоко - эффективных интеграционных межрайонных связей, причем эти связи становятся стабильными - на долгие годы определяют общность интересов многих региональных систем, что усиливает возможность разумного использования преимуществ каждой из них.

В программах используются общепринятые критерии и показатели ре­зультативности развития, но их выбор сильно различается, нет системы универсальных сквозных характеристик. Неко­торые итоговые оценки вызывают сомнения.

В некоторых программах нет важных показателей экономической, со­циальной и экологической эффективности, например, капиталоотдачи, производительности труда, количества новых рабочих мест и т. д. В числе определяющих не выделены показатели укрепле­ния экономической и национальной безопасности, устойчивости развития. Наконец, не дается оценка реальности предполагаемого эффекта в резуль­тате выполнения программы с учетом влияющих обстоятельств. Решение этой проблемы должно предусматриваться регламентирующими методиче­скими документами.

Слабое звено программ развития строительного комплекса - поиск и реализация новых, рыночных меха­низмов. Они ориентируются в основном на административные методы управления, не предусматривают использование межрегиональных ассо­циаций экономического взаимодействия. Мероприятия программ не всегда четко обосновываются, поэтому нет уверенности в том, что намечаемые направления реализации целей во всех случаях являются наилучшими и дают наивысший эффект. В целом содержание анализируемых программ весьма отличается от тех принципиальных особенностей целевого про­граммирования в новых условиях, о которых говорилось выше.

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Способ (метод) проверен в лабораторных условиях

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышается эффективность общественного производсва на 11,7%.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

11.09.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)