Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-111-00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование проекта Способ учета начальной погиби в несущих конструкциях кузовов вагонов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначение Определение напряжений в гофрах с учетом их погиби при расчетах несущих конструкций кузовов вагонов с использованием метода конечных элементов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область применения Проектирование конструкций кузовов вагонов-рефрижераторов с гофрированной обшивкой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание
Результат научно-исследовательской работы. При анализе напряженно-деформированного состоянияи устойчивости гофрированной обшивки кузовов вагонов учитывается то обстоятельство, что гофры в составе гофрированной обшивки всегда имеют ту или иную начальную погибь. При оценке несущей способности обшивки необходимо исходить из действительных напряжений, возникающих в ее элементах, в частности в гофрах. Рассмотрим следующие варианты учета влияния начальной погиби гофров на их напряженное состояние при использовании МКЭ. Вариант № 1.Начальная погибь вводится в расчетную модель МКЭ через координаты соответствующих узлов. Вариант № 2.Начальная погибь учитывается на стадии обработки результатов через дополнительные напряжения, возникающие в гофрах:sдо п=±nf 0/w(n- нормальное усилие в сечении гофра из расчета по МКЭ;f0-начальнаястрела погиби гофра;w-момент сопротивления сечения изгибу). Вариант № 3.Начальная погибь никак не учитывается. В расчетной модели МКЭ, представленной на рис. 1 и являющейся общей для рассматриваемых вариантов, осуществлена дополнительная разбивка в зонах между соседними поперечными подкрепляющими элементами с целью деления каждого пролета пополам. Образовавшиеся таким образом дополнительные узлы позволяют ввести начальную погибь гофров через их координаты в системе осей0ўxўyўzў.
Рис. 1. Расчетная схема МКЭ1/4части кузова грузового вагона рефрижераторной секцииРС-5
Гофры, для которых определяются напряжения, введены в расчетную модель МКЭ как самостоятельные эксцентрично присоединенные стержневые конечные элементы, а остальные - через жесткостные характеристики пластин. На участках между соседними поперечными подкреплениями начальную погибь гофров в составе гофрированной обшивки, обусловленную технологическими факторами, зададим в виде: f 0(x,h)=w0sin(px/h )sin(ph/a), гдеw0- начальная стрела погиби гофрированной обшивки (принимаем:w0=2Ч10 - 3aи обращенавнутрь кузова);a-расстояние между соседними поперечными подкреплениями (стойками или дугами)( 0ЈhЈa );h-высота боковой стены (для гофров боковой стены) или длина огибающей средней части крыши (для гофров крыши)( 0ЈxЈh ). Приведем сравнение величин напряжений в гофрах по рассматриваемым выше вариантам для сеченийi - iи ii - iiрасчетной модели МКЭ. Результаты сопоставления сведены в табл. 1.
Таблица 1 Сравнение результатов приближенного (вариант № 2) и точного (вариант № 1) расчетов: напряжения в точках гофров при продольном сжатии 250 т и вертикальной статической нагрузкеpбрутто
Примечание:1) в поперечное сечение стержня-гофра включены прилегающие участки обшивки, длиной 20 толщин обшивки с каждой стороны сечения гофра; 2) для варианта № 2 дополнительные напряжения, вызванные начальной погибью, определялись согласно рис .2.
Рис. 2. Внутренние силовые факторыв поперечныхсечениях сжатого гофра, вызванные начальной погибью
Поскольку внутренние силовые факторы в традиционном МКЭ определяются из условия равновесия конструкции от заданных нагрузок по ее исходному (недеформированному) состоянию, то для определения неучтенного внутреннего момента в сечениях гофра и соответственно вызываемого им напряжения выделим из расчета по МКЭ (вариант № 1) величину приращения прогиба гофраdf. В величинеdfисключим перемещение гофра как твердого тела, т. е. исключим просадки упругих опор-стоек или дуг. Величинуdfможно также определить через моменты по формуле Мора согласно рис. 2 (для варианта № 2). Скорректированные с учетомdfнапряжения в гофрах (sкорр=±ndf/w) сведены в табл.2.
Рис. 2. Эпюры моментов для определения величиныdfсжатого гофра (m 1иm 2- моменты в крайних сечениях гофра из расчета по МКЭ) Таблица 2 Сопоставление напряжений на вершинах гофров по сечениюii - ii
Оценивая знак приращенияdf(внутрь кузова или наружу) при расчетах поi иiiiму расчетным режимам, предусмотренным нормами МПС, приходим к выводу: пренебрегая величиной приращения прогибовdf, т. е. пренебрегаяsкорр, делаем ошибку в безопасную сторону в случае растяжения и в опасную сторону в случае сжатия гофра. На основании вышеизложенного рекомендуется вариант № 2 для учета влияния погиби гофров на их напряженное состояние. В этом случае, в расчетной схеме МКЭ не требуется дополнительная разбивка пролетов пополам, а начальная погибь учитывается через дополнительные напряжения, в которые желательно (для сжатого гофра) включать и величину приращения прогибовdf, определяемую так, как изложено выше. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преимущества перед известными аналогами Упрощенная методика расчетов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономический эффект Повышение точности расчетов на 39%, снижение трудоемкости на 35% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 04.10.2000 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)