ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-111-00

Наименование проекта

Способ учета начальной погиби в несущих конструкциях кузовов вагонов

Назначение

Определение напряжений в гофрах с учетом их погиби при расчетах несущих конструкций кузовов вагонов с использованием метода конечных элементов

Рекомендуемая область применения

Проектирование конструкций кузовов вагонов-рефрижераторов с гофрированной обшивкой

Описание

Результат научно-исследовательской работы.

При анализе напряженно-деформированного состоянияи устойчивости гофрированной обшивки кузовов вагонов учитывается то обстоятельство, что гофры в составе гофрированной обшивки всегда имеют ту или иную начальную погибь. При оценке несущей способности обшивки необходимо исходить из действительных напряжений, возникающих в ее элементах, в частности в гофрах.

Рассмотрим следующие варианты учета влияния начальной погиби гофров на их напряженное состояние при использовании МКЭ.

Вариант № 1.Начальная погибь вводится в расчетную модель МКЭ через координаты соответствующих узлов.

Вариант № 2.Начальная погибь учитывается на стадии обработки результатов через дополнительные напряжения, возникающие в гофрах:sдо п=±nf 0/w(n- нормальное усилие в сечении гофра из расчета по МКЭ;f0-начальнаястрела погиби гофра;w-момент сопротивления сечения изгибу).

Вариант № 3.Начальная погибь никак не учитывается.

В расчетной модели МКЭ, представленной на рис. 1 и являющейся общей для рассматриваемых вариантов, осуществлена дополнительная разбивка в зонах между соседними поперечными подкрепляющими элементами с целью деления каждого пролета пополам. Образовавшиеся таким образом дополнительные узлы позволяют ввести начальную погибь гофров через их координаты в системе осей0ўxўyўzў.

Рис. 1. Расчетная схема МКЭ1/4части кузова грузового вагона

рефрижераторной секцииРС-5

Гофры, для которых определяются напряжения, введены в расчетную модель МКЭ как самостоятельные эксцентрично присоединенные стержневые конечные элементы, а остальные - через жесткостные характеристики пластин.

На участках между соседними поперечными подкреплениями начальную погибь гофров в составе гофрированной обшивки, обусловленную технологическими факторами, зададим в виде:

f 0(x,h)=w0sin(px/h )sin(ph/a),

гдеw0- начальная стрела погиби гофрированной обшивки (принимаем:w0=2Ч10 - 3aи обращенавнутрь кузова);a-расстояние между соседними поперечными подкреплениями (стойками или дугами)( 0ЈhЈa );h-высота боковой стены (для гофров боковой стены) или длина огибающей средней части крыши (для гофров крыши)( 0ЈxЈh ).

Приведем сравнение величин напряжений в гофрах по рассматриваемым выше вариантам для сеченийi - iи ii - iiрасчетной модели МКЭ. Результаты сопоставления сведены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение результатов приближенного (вариант № 2) и точного

(вариант № 1) расчетов: напряжения в точках гофров при

продольном сжатии 250 т и вертикальной статической нагрузкеpбрутто

Элемент

Сечение

Точка

Вар.

№1,

Н/мм 2

Вар.

№2,

Н/мм 2

Погреш.,

%

Вар.

№3,

Н/мм 2

Погреш.,

%

Нижний гофр

боковой стены

i - i

ii - ii

1,2

3

1,2

3

-76/-72

-70

-72/-72

-75

-77/-73

-68

-71/-72

-77

1/1

3

1/1

2

-74/-70

-76

-74/-75

-69

3/3

8

3/3

9

Средний гофр

боковой стены

i - i

ii - ii

1,2

3

1/2

3

-29/-30

-19

-15/-15

-57

-30/-31

-14

-15/-15

-55

4/4

25

2/1

4

-23/-25

-31

-21/-21

-38

18/16

39

32/31

33

Верхний гофр

боковой стены

(на уровне верхней обвязки дверного проема)

i - i

ii - ii

1,2

3

1,2

3

-40/-50

-54

-42/-41

-61

-41/-51

-50

-41/-40

-65

4/3

7

4/3

6

-36/-46

-63

-46/-45

-52

9/8

15

8/8

16

Верхний гофр

крыши

i - i

ii - ii

2

3

2

3

-46

-36

-42

-48

-45

-38

-42

-47

2

6

1

2

-43

-45

-45

-40

8

21

7

16

Примечание:1) в поперечное сечение стержня-гофра включены прилегающие участки обшивки, длиной 20 толщин обшивки с каждой стороны сечения гофра; 2) для варианта № 2 дополнительные напряжения, вызванные начальной погибью, определялись согласно рис .2.

Рис. 2. Внутренние силовые факторыв поперечныхсечениях

сжатого гофра, вызванные начальной погибью

Поскольку внутренние силовые факторы в традиционном МКЭ определяются из условия равновесия конструкции от заданных нагрузок по ее исходному (недеформированному) состоянию, то для определения неучтенного внутреннего момента в сечениях гофра и соответственно вызываемого им напряжения выделим из расчета по МКЭ (вариант № 1) величину приращения прогиба гофраdf. В величинеdfисключим перемещение гофра как твердого тела, т. е. исключим просадки упругих опор-стоек или дуг.

Величинуdfможно также определить через моменты по формуле Мора согласно рис. 2 (для варианта № 2).

Скорректированные с учетомdfнапряжения в гофрах (sкорр=±ndf/w) сведены в табл.2.

Рис. 2. Эпюры моментов для определения величиныdfсжатого гофра (m 1иm 2- моменты в крайних сечениях гофра из расчета по МКЭ)

Таблица 2

Сопоставление напряжений на вершинах гофров по сечениюii - ii

Элемент

Вар.№1,

Н/мм 2

Вар.№1

(сучетомdf), Н/мм 2

Погреш.,

%

Нижний гофр боковой стены

-75

-76

1

Средний гофр боковой стены

-57

-61

7

Верхний гофр боковой стены

-61

-67

9

Верхний гофр крыши

-48

-49

2

Оценивая знак приращенияdf(внутрь кузова или наружу) при расчетах поi иiiiму расчетным режимам, предусмотренным нормами МПС, приходим к выводу: пренебрегая величиной приращения прогибовdf, т. е. пренебрегаяsкорр, делаем ошибку в безопасную сторону в случае растяжения и в опасную сторону в случае сжатия гофра.

На основании вышеизложенного рекомендуется вариант № 2 для учета влияния погиби гофров на их напряженное состояние. В этом случае, в расчетной схеме МКЭ не требуется дополнительная разбивка пролетов пополам, а начальная погибь учитывается через дополнительные напряжения, в которые желательно (для сжатого гофра) включать и величину приращения прогибовdf, определяемую так, как изложено выше.

Преимущества перед известными аналогами

Упрощенная методика расчетов

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение точности расчетов на 39%, снижение трудоемкости на 35%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

04.10.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)