ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-081-00

Наименование проекта

Антифрикционный сплав на основе олова

Назначение

Применение в качестве антифрикционного покрытия в подшипниках скольжения тяжелонагруженных машин

Рекомендуемая область применения

Мметаллургическая промышленность

Описание

Результат выполнения НИР.

Антифрикционный сплав содержит, мас. %: медь 7-8, сурьма 10-12, цинк 15-20 олово - остальное. Цинк введен в состав сплава с целью повышения прочности, износостойкости и снижения коэффициента трения. Свойства сплава, определеные экспериментальным путем: коэффициент трения 0,056-0,061, предел прочности 75,5-76,7 МПа, износ со смазкой при удельном давлении 10 МПа 21-24 мкм за 4 ч наработки.

Разработаны 3 вида состава сплава, опробованы и сравнены с известным сплавом. Сравнительная таблица составов сплавов (см. табл. 1) приведена ниже.

Таблица 1

Сплав

Содержание компонентов, мас.%

Медь

Сурьма

Цинк

Олово

Предложенный 1

7

10

17

Остальное

2

7,5

11

18

Остальное

3

8,0

12

20

Остальное

Известный 4

3-10

3-15

-

Остальное

Опробованные композиции предложенного и известного сплава были нанесены на образцы из стали Ст. 3 размеромЖ15 х 120 мм методом электродуговой металлизации.

Покрытие наносилось металлизатором ЭМ-12 на следующем режиме:

Род тока

Постоянный

Сила тока, А

150 - 180

Напряжение на дуге, В

18 - 20

Рабочее давление воздуха, МПа

0,5

Дистанция напыления, мм

120 - 140

При этом определялась износостойкость в условиях удельного давления 10 МПа. Испытания износостойкости проводились на установке МИ-1М в следующем режиме:

Скорость вращения образца относительно контртела, об/с 7

Удельное давление в паре трения, МПа 10

Смазка - масло авиационное МК-20, ГОСТ 21743-76.

Оценка линейной величины износа производилась через 1 ч непрерывных испытаний с помощью профилографа-профилометра модели 201.

База наработки составляла 4 ч.

Коэффициент трения измерялся с помощью тензометрической системы установки МИ-1М.

Предел прочности покрытий определялся методом штифтовой пробы на испытательной машине Р-05.

На образцы для испытаний предварительно электродуговой металлизацией наносился подслой из нихрома.

Результаты испытаний (средние) приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сплав

Свойства покрытия

Износ, мкм

Коэффициент трения

Предел прочности, МПа

Предложенный 1

23

0,056

75,5

2

24

0,059

76,3

3

21

0,061

76,7

Известный 4

35

0,074

65,3

Преимущества перед известными аналогами

Новый улучшенный состав антифрикционного сплава

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Соответствует технической характеристике изделия (устройства)

Технико-экономический эффект

Повышение предела прочности и износостойкости сплава, снижение коэффициента трения

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

04.07.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)