Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 83-095-00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование проекта Повышение КПД вентилятора за счет снижения потерь в радиально-осевом входном устройстве |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Назначение Увеличение коэффициента полезного действия вентилятора |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область применения Двигателестроение |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Описание Аэродинамические характеристики осевого вентилятора связаны с его размерами, геометрией, гидравлическим совершенством деталей и элементов проточной части. Одним из факторов, оказывающих влияние на характеристики, является геометрия входного устройства перед колесом, вызывающая потери гидравлического давления. У вентилятора с осевым направлением движения потока воздуха потери на входе в рабочее колесо незначительны. Сдвоенный осевой вентилятор перед колесом имеет радиально-осевое входное устройство (РОВУ). Данная конструкция по форме подобна радиально-кольцевому диффузору турбомашин, но имеет принципиальное отличие по направлению движения потока воздуха. В связи с этим оценивать потери в РОВУ можно лишь приближенно. Известно, что величина гидравлических потерь в конфузорном канале зависит от следующих элементов: степень поджатия конфузора (конфузорность) k=fв/fa; форма образующих конфузора (прямо- или криволинейная); радиус входа r в; радиус скругления (кривизна) образующих; длина конфузора - у прямолинейного или относительная "радиальность" d=dв/d - у криволинейного конфузора; число Рейнольдса re при малых его значениях и др. Здесь fв - площадь входав РОВУ, м 2;fa -площадь проточной части в зоневращения колеса вентилятора (активная площадь), м 2; dв - диаметр входа в РОВУ, м; d - диаметр коллектора в зоне вращения колеса вентилятора, м. Радиус кривизны образующих обусловлен габаритом канала с одной стороны и возможностью образования отрывного течения с другой. Чем меньше радиус кривизны образующих, тем больше вероятность образования вихрей и возникновения отрывного течения, поэтому нередко в криволинейных каналах (коленах) ставят направляющие лопатки, которые организуют и улучшают структуру потока воздуха. Пределы изменения относительной "радиальности" в данном случае ограничены габаритом, поэтому их влияние не рассматривается. С целью выявления влияния конфузорности и кольцевых направляющих лопаток (дефлекторов) на аэродинамические характеристики проведено исследование сдвоенного осевого вентилятора с шестью вариантами РОВУ, особенность которых показана в таблице. Входное устройство вентилятора представляет собой кольцевой канал конфузорного типа, обеспечивающий изменение направления потока воздуха из радиального в осевое (рис. 1). В меридиональном сечении оно представляет собой прямоугольный канал, очерченный внутренней АсВ и внешней Аdb образующими. Изгиб образующих выполнен радиусами r 0=0,025 и r 0=0,025-0,03 м. С целью уменьшения габарита и снижения аэродинамических потерь в РОВУ установлены кольцевые направляющие лопатки. Количество и место установки лопаток рассчитывается по формуле: r 0i = 1,26r 0i-1 + 0,07b,(1) где r 0i - радиус, определяющий положение и кривизну i-ой лопатки, м; b - ширина канала на входе в РОВУ, м. ПАРАМЕТРЫ ВХОДНОГО УСТРОЙСТВА
Для определения места расположения первой лопатки значение r 0i выбиралось равным r 0. Профилирование лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата (СА) осуществлялось, исходя из постоянства скоростей и полных давлений по их высоте. Колесо вентилятора имеет следующие расчетные параметры: относительная осевая скорость Сa=0,394; коэффициент теоретического аэродинамического давления Рт=0,235; наружный диаметр d=0,46 м; втулочное отношениеЦ=d/d=0,587; число лопаток z=8. Здесь d - диаметр втулки колеса вентилятора, м. Число лопаток спрямляющего аппарата z ca=17. В процессе эксперимента изменялась конфузорность и в соответствии с этим устанавливалось необходимое количество кольцевых направляющих лопаток. Изменение степени поджатия конфузора осуществлялось изменением площади входа в РОВУ путем уменьшения или увеличения его ширины. fв=p* dв * b(2) Ширина канала изменялась перемещением внешней образующей, которая крепилась к внутренней АсВ с упором на проставки 5 определенной длины. При этом активная площадь вентилятора оставалась неизменной. Кольцевые направляющие лопатки 1-4 устанавливались в специальные пазы 6 кронштейнов 7. Пазы располагались в местах, определяемых согласно расчетным данным. Критерием оценки влияния дефлекторов были выбраны аэродинамические характеристики вентилятора, которые снимались на аэродинамической камере. При этом замерялись перепады статического давления в камере с помощью микроманометра ММН-250, по результатам которых определялись производительность и создаваемое вентилятором давление. Регистрировались показания весовой головки ВКМ-8, с помощью которых определялась потребляемая вентилятором мощность. Изменение гидравлического сопротивления производилось дросселирующим устройством и вентилятором наддува аэродинамической камеры. Условия окружающей среды в момент эксперимента определялись измерением атмосферного давления и температуры. Давление измерялось барометром анероид с ценой деления шкалы 1 мм рт.ст., температура - спиртовым термометром с ценой деления шкалы 1 0С. Термометр располагался на расстоянии 1,0...2,0 м от входа в сопло Вентури, вне потока воздуха. Работа проводилась при постоянной частоте вращения колеса вентилятора n в=2000 мин -1. Частота вращения измерялась электрическим тахометром и регистрировалась ТСФУ1-2. Число Рейнольдса, определяемое по длине хорды конечного сечения лопаток и окружной скорости на внешнем диаметре составило re=3,725*10 5. Давление, создаваемое вентилятором, приводилось к нормальным условиям согласно ГОСТ 8002-84 по формуле: (3) гдеdР - замеряемое давление, создаваемое вентилятором, Па; Р a0, t a0 - атмосферное давление (Па) и температураокружающеговоздуха ( 0К) при нормальных условиях,Р а0=101,325 Па, Т а0=293 0К; Ра, Та - атмосферное давление и температура окружающеговоздухав момент эксперимента. В результате исследований в безразмерных координатах построены аэродинамические характеристики вентилятора (рис. 2). Безразмерные величины определялись при n в=4100 мин -1, Та=293 0К, Ра=101,325 Па.Безразмерные параметры определялись по следующим уравнениям: - коэффициент напора: (4) - коэффициент производительности: (5) гдеr- плотность воздуха, кг/м 3; f= * d 2/4 - характерная площадь, м 2, f=0,166106; u= * dn/60 - окружная скорость вентилятора, м/c; q - производительность вентилятора, м 3/c. На графике нанесена аэродинамическая сеть двигателя 1 с эквивалентной площадью fэ=0,060. (6) Из анализа полученных данных следует, что увеличение степени поджатия криволинейного конфузора вызывает улучшение аэродинамических параметров вентилятора. При изменении k от 1,69 до 2,6 коэффициент производительности q в рабочей точке возрастает с 0,217 до 0,224, коэффициент давленияdР - с 0,18 до 0,192 и КПД - с 0,525 до 0,585. Характер изменения КПД вентилятора в зависимости от k показан на рисунке 3, где max cоответствует вентилятору с осевым входом потока воздуха. Данная кривая хорошо аппроксимируется зависимостью, полученной эмпирически при обработке экспериментальных данных. / max = aЧk m,(7) где а - коэффициент корреляции, равный 0,697; m - показатель степени, m=0,275. Относительная погрешность значений уравнений (7) относительно экспериментальных данных составляет плюс 0,7, минус 0,6%. Вентилятор с осевым входом потока обеспечивает большую производительность (q=0,232) при повышенном создаваемом давлении (dР=0,225) по сравнению с вентилятором, имеющим РОВУ (q=0,224,dp=0,192). Это объясняется конструктивными особенностями сдвоенного осевого вентилятора (наличие РОВУ). Кроме того, расчет лопаток колеса и СА осуществлялся, исходя из постоянства скорости потока воздуха по их высоте, что не соответствует действительности. Опыты по замеру поля скоростей перед колесом показали, что оно неравномерно - увеличивается по направлению от втулки колеса к наружному диаметру. Установка дефлекторов в РОВУ (рис. 4) повышает коэффициент производительности q c 0,225 до 0,242, давленияdР - с 0,141 до 0,162 и КПД - с 0,42 до 0,49, т.е. на 7,0, 13,0, и 14,0%, соответственно. Значительный положительный эффект от наличия кольцевых направляющих лопаток объясняется устранением вихревых зон в РОВУ, сопровождающихся отрывом потока. Таким образом: - увеличение степени поджатия конфузора РОВУ, а также установка в нем кольцевых направляющих лопаток позволяет снизить энергозатраты на работу сдвоенного осевого вентилятора; - для РОВУ рассматриваемого сдвоенного осевого вентилятора величина степени поджатия конфузора наиболее целесообразна, равная 1,5; - полученная эмпирическая ависимость (7) позволяет оценить влияние конфузорности РОВУ с кольцевыми направляющими лопатками на КПД вентилятора при любом значении k винтервале от 1,5 до 3,0; - с целью снижения гидравлических потерь из-за отрывноготечения в РОВУ с радиусом кривизны образующих r 0=0,025 м необходимо установить кольцевые направляющие лопатки,либо увеличить радиус кривизны.
Рис. 2 Аэродинамическая характеристика вентилятора: ѕѕЁ- К=1,69;ѕѕ·- К=2,2; ѕѕ+- К=2,4;ѕѕx- К=2,6; ѕѕ- осевой вход;1 - аэродинамическая сеть двигателя (fэ=0,060).
Рис. 4 Аэродинамическая характеристика вентилятора (К=1,69). ·- c кольцевыми направляющими лопатками; x- без лопаток; 1 - аэродинамическая сетьдвигателя (fэ=0,0708) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Преимущества перед известными аналогами Увеличение степени поджатия криволинейного конфузора вызывает улучшение аэродинамических параметров вентилятора |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия освоения Способ (метод) проверен в лабораторных условиях |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономический эффект Повысилась эффективность работы вентилятора на 10 % |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 11.09.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)