ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

85-014-00

Наименование проекта

Методы регулирования качества окружающей среды

Назначение

Создание средств поддержки принятия решений для региональной модели устойчивого развития, предотвращения экологических бедствий и обеспечения экологической безопасности.

Рекомендуемая область применения

Для прогноза развития экологической ситуации и подготовки возможных вариантов решений по регулированию качества окружающей среды.

Описание

Описание к ИЛ № 85-014-00

На территории Якутии, несмотря на низкую плотность населения (0,3 человека на кв.км), имеются отдельные районы, в которых в результате деятельности человека возникли проблемы ухудшения состояния окружающей среды. В основном это места расположения крупных предприятий горнодобывающей промышленности, города и поселки. В ряде районов имеются неблагоприятные для здоровья человека природные условия. На обширных территориях сохранилась нетронутая дикая природа, что для современного мира является большой редкостью. Поэтому для Якутии вопросы охраны окружающей среды, дикой природы, здоровья человека являются весьма актуальными.

Разработан системный подход при оценке качества окружающей среды в регионе. Основная идея заключается в рассмотрении региона, как единой системы с ее внутренними и внешними связями и использовании результатов системного анализа и математического моделирования для прогноза развития экологической ситуации и подготовки возможных вариантов решений по регулированию качества окружающей среды.

Выделяются четыре уровня регулирования качества окружающей среды: локально-тактический, регионально-стратегический, межрегиональный (федеративный) и международный. Эти уровни вложены один в другой. Основным из них является регионально-стратегический, на котором решаются главные вопросы охраны окружающей среды, такие как разработка экологических прогнозов, разработка и реализация механизмов управления процессами взаимодействия между обществом и природой в границах региона, разработка и внедрение региональных экологических нормативов, оптимизация инфраструктуры, организация охраняемых территорий.

Рассматриваются восемь основных категорий методов регулирования: политические, правовые, административные, социальные, экономические, технические, биологические и образовательные.

Построено дерево целей регулирования качества окружающей среды, содержащее следующие уровни: предотвращение экологических бедствий, обеспечение экологической безопасности, достижение устойчивого развития, здоровье и благостояние человека.

Системный подход к организации регулирования определяется как формирование ее системы, позволяющей достичь вышеуказанных целей, по современным представлениям, за счет:

- повышения комплексности и рациональности использования природных ресурсов;

- внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

- - экологизации системы производства в рамках возможности селективного складирования и последующего использования вторичных ресурсов;

- включения природоохранительных программ в финансовый оборот;

- реализации программ восстановления нарушенных земель;

- - организации дополнительных рабочих мест в производствах, занятых непосредственно улучшением качества окружающей среды;

- организации особо охраняемых территорий;

- организации всеобщего экологического образования и воспитания.

Системный подход при оценке качества окружающей среды в регионе понимается в следующем смысле:

- рассмотрение региона как системы со своими внутренними и внешними связями;

- использование методологии и специальных методов системного анализа;

при условиях:

- создания компьютерных баз данных мониторинга, прогноза и регулирования;

- - рассмотрения мониторинга как основы прогноза и регулирования состояния окружающей среды и использования его результатов в этих целях;

- независимой экспертизы проектов, предлагаемых к осуществлению в регионе;

- - использования различных видов моделей для прогнозирования и регулирования качества окружающей среды.

Рациональное решение в области охраны окружающей среды должно отвечать определенным системным принципам, в работе рассматривается шестнадцать принципов. Изучены основы экологической политики, проводимой в Якутии, расставлены приоритеты в решении экологических проблем на ее территории, рассмотрены задачи начального периода перехода Якутии к устойчивому развитию.

Концепция экологической политики в республике базируется на основных положениях Закона Российской Федерации об охране окружающей среды, Конституции РС(Я) и Закона «Об охране природы в Якутской-Саха республике».

Предотвращение экологических бедствий предполагает решение проблем загрязнения воды и низкой эффективности водопользования, загрязнения воздуха, истощения лесных ресурсов, возрастания нарущенности земель, исчезновения видов животных и растений.

Обеспечение экологической безопасности означает решение проблем рационального расходования минеральных ресурсов, энергетики, утилизации отходов, создания ресурсосберегающих технологий и техники, обеспечения безопасности урбанизированных территорий, создания охраняемых территорий и заповедников, рекультивации земель, радиационной и химической безопасности.

Социальные, экономические и экологические задачи первоначального этапа перехода Якутии на принципы устойчивого развития рассматриваются в комплексе (рис. 1).

Основные результаты работы:

1. Предложена система приоритетов в решении экологических проблем Якутии для осуществления возможности системного их решения.

2. Построена система поддержки принятия решений по регулированию качества окружающей среды, основанная на целях и приоритетах, сформулированных в международных документах. Разработано основное предметное содержание модулей нулевого, первого и второго иерархических уровней системы, определены первоочередные задачи по ее созданию.

3. Показана возможность пошагового принятия решений в области охраны окружающей среды и регулирования ее качества при сохранении их оптимальности относительно заранее заданных критериев.

4. Построена модель назначения налогов и штрафов за использование и сверхнормативное загрязнение водных и атмосферных ресурсов. Осуществленный подход позволяет находить оптимальные решения не только для потребителей ресурсов, но и для регионального центра, назначающего плату за ресурсы.

5. Разработана методика приближенных оценок отклонений величин получаемых штрафов и налогов от ожидаемых при наличии ошибок в определении мощности неочищенных выбросов.

6. Для золотодобывающей промышленности Якутии получены оптимальные с точки зрения охраны окружающей среды величины объемов очистных сооружений (прудов-отстойников), ограниченных намороженными плотиками, зависящие от производственных функций предприятий. Для угольной отрасли Якутии при линейной зависимости затрат на очистные сооружения от объемов производства получены оптимальные значения величин неочищенных выбросов, выраженные через производственные функции предприятий.

7. Показана невозможность восстановления популяции, развивающейся в неблагоприятных условиях (коэффициент прироста популяции отрицателен) без регулирующих внешних воздействий, в том числе таких, как организация особо охраняемых территорий.

Таким образом, охрана окружающей среды невозможна без регулирования ее качества на основе мониторинга, прогноза и систем поддержки принятия решений, которые организуют обратную связь, позволяющую вносить текущие изменения в проводящиеся преобразования, а также разрабатывают варианты целей, приоритетов и задач на последующие этапы развития. Для достижения устойчивого развития региона необходима реализация целей более низких уровней - предотвращения экологических бедствий и обеспечения экологической безопасности. Для эффективности работы системы поддержки принятия решений по регулированию необходимо исследование ее свойств на основе математической формализации, в том числе динамической устойчивости системы - сохранения принципов оптимальности решений на всем временном промежутке их реализации. При подготовке вариантов решений по регулированию качества окружающей среды следует использовать эколого-экономические модели, в которых в качестве критериев оптимальности используются экономические и экологические показатели.

Результаты работы внедрены в Министерстве ООС РС(Я), используются при построении системы мониторинга на территории Якутии. Практика показала правильность территориальной декомпозиции программы.




Определенный уровень здоровья

и благосостояния человека

ЦЕЛИ

Подпись: ПРИОРИТЕТЫ: соблюдение экологических норм



Подпись: Воспроизводство лесных ресурсов,Подпись: Переработка ресурсов,Подпись: Организация охра- няемых территорий
Подпись: Снижение уровня загрязнений



Эффективное использование энергии



Институциальный

Экологический

Экономический

ИСТОЧНИКИ Федеральные ресурсы

Ресурсы республики Международные инвестиции

Культура, образование

здравоохранение

Социальная поддержка

нетрудоспособных

Безопасность

поселений

Финансирование

охраны среды

Рабочие места

достойная

оплата, жилье

Финансовая сфера

Сельское хозяйство

Экологическое

воспитание,

образование

Рекультивация земель

Развитие ТЭК и транспорта

Реконструкция предприятий

Горнодобыча





Системы поддержки принятия экономических и экологических

решений: мониторинг, прогноз, регулирование




Рис.1. Системный подход к переходу республики на принципы устойчивого развития.

Преимущества перед известными аналогами

Впервые предложено ранжирование экологических проблем Якутии по степени важности, что необходимо для их системного решения, постороена оригинальная структура системы поддержки принятия решений по регулированию качества окружающей среды.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Для модели устойчивого развития региона решена проблема создания средств поддержки принятия решений, разработана методика и построена модель назначения налогов и штрафов за использование и сверхнормативное загрязнение водных и атмосферных ресурсов.

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

02.06.1999

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)