Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 46-055-00 |
Наименование проекта Госзаказ - один из методов государственной экономики |
Назначение Для внедрения системы государственных закупок и государственного регулирования экономики |
Рекомендуемая область применения Государственное регулирование экономических отношений |
Описание
Результат научных исследований. Один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики - государственные закупки продукции, работ, услуг. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых капиталистических странах около 15% ВВП и 40% расходной части бюджета). Закупки осуществляются в основном в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, которые размещают заказы среди государственных и частных фирм и координируют их деятельность. В 1997 г. на конкурсной основе было распределено 31,8 млрд. рублей бюджетных денег («новыми деньгами»); в 1998-м - в полтора раза больше. А за девять месяцев 1999 года госзаказчики всех уровней закупили на конкурсах продукции более чем на 87 млрд. рублей, достигнув 3% ВВП. Поставлять продовольствие для государства дело невыгодное, рискованное. Связано это с тем, что у поставщика нет твердой гарантии оплаты его продукции. В договорах между поставщиком и заказчиком всегда есть оговорка, что в случае несвоевременного или не полного выделения финансовых средств госзаказчик не обязан возмещать поставщику убытки, а также пени и штрафы. В настоящее время государство очень ограничено в средствах и поэтому для заказчика главное - это низкая цена на продукцию. Оптимальным способом в данном случае для уменьшения расходов являются торги. Различают торги на закупку и торги на продажу. В первом случае заказчик (организатор конкурса) имеет деньги и желает их потратить с максимальной для себя пользой; во втором - у него есть нечто, стоящее денег (имущество, права), и он хочет их продать - опять же с наибольшей выгодой. Торги могут проходить в форме конкурса или аукциона. Победителем на конкурсе признается предложивший наилучшие условия, на аукционе - наивысшую цену. Какие же существуют способы для выигрыша конкурса? Способ 1: Традиционное прямое лоббирование собственных интересов в конкурсной компании с использованием денег, связей и прочее. Способ сомнительный с точки зрения законности, но достаточно эффективный, Способ 2: Подача на конкурс чрезвычайно привлекательных, заведомо невыполнимых предложений в расчете на то, что после победы на конкурсе условия будут изменены (наиболее характерный вариант - демпинговые цены). Способ 3: Подача наиболее конкурентоспособных предложений. Это самый правильный и честный способ. Однако в России у этого способа есть явный минус: отечественные бизнесмены не имеют достаточного опыта работы. Мировой опыт показывает, что конкурсное размещение госзаказа, пожалуй, единственный относительно эффективный способ не допустить разбазаривания бюджетных денег. Потому что разумная конкуренция выбивает почву из-под ног двух самых опасных категорий растраты - воров. Есть и еще один плюс: государственные конкурсы позволяют регулировать экономику рыночными мерами, потому что при проведении конкурса в критериях оценки предложений претендентов несложно предусмотреть льготы и отечественным производителям, и малому бизнесу, и предприятиям, осваивающим новые технологии, и тем, что имеют мобилизационные мощности. Впрочем, у конкурсов есть и недостатки. Главные из них - длительность и сложность самой процедуры. Недостатки эти известны давно, однако, как показывает мировая практика, выгод разумно построенная и грамотно используемая система конкурсов приносит больше. Переход от административно - волевого принятия решений, касающихся объемов и цен закупаемых товаров, выбора поставщиков, условий и сроков поставок, оплаты и контроля качества, к конкурентным принципам (в частности на основе тендеров) заставляет производителей концентрировать усилия не на поиске подходов к высокопоставленным чиновникам, а на повышении качества и снижении цен предлагаемых товаров при обязательном соблюдении условий контрактов. Однако конкурентные механизмы госзакупок в России приживаются с большими трудностями. Во-первых, в условиях кризиса поставщики, принимая на себя долгосрочные контрактные обязательства по поставкам товаров, идут на повышенные риски. Во-вторых, российское государство зарекомендовало себя ненадежным и неплатежеспособным заказчиком. А поскольку к нему нельзя применить процедуру банкротства, издержки в связи с невыполнением государством своих обязательств по заключенным контрактам несут поставщики, Это ухудшает финансовое положение поставщиков вплоть до банкротства и массового увольнения работников. Пытаясь обезопасить себя, они завышают цены на свою продукцию, или снижают ее качество. Государственные заказчики вынуждены с этим мириться, ибо не могут гарантировать своевременное и полное финансирование закупок. С другой стороны, основным параметром плана закупок является объем ассигнований, а важные взаимосвязи между этим объемом и сроком, ценами и размерами поставок продукции практически не учитывается, что снижает эффективность государственных закупок. Короче говоря, назрела необходимость реформирования механизма госзакупок с учетом бюджетного кризиса. |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Улучшение качества изделий на 15% |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 18.01.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)