ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

46-054-00

Наименование проекта

Государственное регулирование АПК в условиях кризиса экономики

Назначение

Для совершенствования механизмов государственного регулирования предприятий АПК

Рекомендуемая область применения

Госудаственное регулирование экономических отношений сельскохозяйственных предприятий с бюджетом

Описание

Агропромышленный комплекс - крупный сектор народного хозяйства России. Здесь производится около одной трети валового общественного продукта, сосредоточено четверть основных производственных фондов, 30% численности работников, занятых в материальной сфере, производится более 70% потребительских товаров для населения.

Сельскохозяйственное производство на современном этапе характеризуется кризисными явлениями, которые вызваны многолетней недооценкой его роли в развитии экономики страны. Оно изначально сопровождалось слабой государственной поддержкой сельских товаропроизводителей, крайне медленной перестройкой экономических и рыночных отношений, неэквивалентным обменом между городом и селом, систематическим использованием ресурсного потенциала для других отраслей народного хозяйства.

Для получения реальных достижений в экономике необходимо выделить приоритетные отрасли, как сейчас модно говорить «точки роста». Нельзя распылять средства по всем направлениям. Необходимо поддерживать предприятия, имеющие потенциал и продукция которых является высоколиквидной. Поскольку в сфере потребления существуют четкие приоритеты, связанные с жизненно-важными потребностями человека. Экономические преобразования должны, прежде всего, коснуться именно тех областей деятельности, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Совершенно очевидно, что в ряду таких областей находится АПК и его стержневая основа - сельское хозяйство, поставляющее продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности.

Для их эффективной работы нужно создавать все условия: осуществлять государственную поддержку, искать инвесторов, обеспечивать село техникой, удобрениями, горюче-смазочными материалами, запасными частями и т.д. С этим связана и такая задача, как поддержка отечественного товаропроизводителя. Главную роль должно сыграть все-таки государственное регулирование АПК.

Оно может осуществляться при помощи следующих методов:

Административно-правовые методы, к ним относятся предоставление индивидуальных налоговых льгот; проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд; процедуры реорганизации сельхозпредприятий (например, путем присоединения слабого хозяйства к более сильному); реструктуризация, а в некоторых случаях списание (полное или частичное) кредиторской задолженности сельхозпредприятий в бюджет и внебюджетные фонды; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашение их просроченных долговых обязательств; лицензирование и квотирование предприятий и видов хозяйственной деятельности и т.д.

Нормативные методы, при которых у предприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов и рефинансирования, нормативы распределения дохода по уровням бюджетной системы (сельхозпредприятия можно освобождать от части федеральных налогов, а федеральный налог в свою очередь уменьшит на эту сумму трансферты региону), нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы и т.д.

Государственные закупки: по мнению многих специалистов это один из важнейших инструментов государственного регулирования рыночной экономики. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых капиталистических странах 15-20% ВВП и 40% расходной части бюджета, у нас же около 3% ВВП). Закупки осуществляются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, (в России этим занимается «Росагропром» - самый крупный поставщик продовольствия) которые размещают заказы среди государственных и частных фирм и координируют их деятельность,

Госзакупки должны сыграть решающую роль при государственном регулировании, но для этого они должны осуществляться до того, как сельхозпредприятие произведет продукцию, а не после. То есть госзакупки должны играть роль своеобразного кредитования со стороны государства. Какие же еще формы кредитования возможны?

Развитие АПК в регионах будет возможно прежде всего за счет привлечения и использования собственных средств предприятий, товаропроизводителей и населения, бюджетных средств территорий, государственных инвестиционных кредитов, средств частных отечественных и иностранных капиталов, а также других внебюджетных источников.

Однако по состоянию экономики АПК видно, что значительная роль будет отведена Федеральному фонду финансовой поддержки для финансирования затрат, связанных с решением целевых проблем сельскохозяйственного производства. При этом большая часть средств должна выделяться на возвратной основе.

Сейчас на возвратной основе действуют фонд льготного кредитования АПК, лизинговый фонд сельхозтехники, федеральный фонд семян сельхозкультур, а также федеральный и региональные продовольственные фонды. Объем госресурсов, аккумулированных в 1999 г. в этих фондах, оценивается в 25,1 млрд. рублей.

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Улучшение качества изделий

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

30.05.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)