Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 11-012-00 |
Наименование проекта Сравнительные испытания прямошовных и спиральношовных труб |
Назначение Для определения и сравнения прочности труб большого диаметра разной технологии изготовления на различных этапах разрушения |
Рекомендуемая область применения Магистральные трубопроводы |
Описание
Описание к ИЛ № 11-012-00 Результат выполнения научно-исследовательской работы. Проведены исследования прочности труб большого диаметра разной технологии изготовления на различных этапах разрушения, в условиях повторно-статического нагружения внутренним давлением: инкубационного периода зарождения трещины; развития трещины до критических размеров; инициирования трещины с потерей герметичности трубы. К испытанию были приняты штатные трубы без специального отбора: - труба Волжского трубного завода, диаметром 720 мм, с толщиной стенки 10,5 мм, из стали 17Г1С, класса прочности К60; - труба Выксунского металлургического завода, диаметром 720 мм с толщиной стенки 9,2 мм, из стали 17Г1С-У, класса прочности К52. Из каждой трубы изготовлялись по два стенда одинаковой длины (5м) для проведения циклических и статических испытаний. Испытательные нагрузки при циклических испытаниях выбирались по расчетным зависимостям СНиП 2.05.06-85 с учетом нормативных механических свойств материала и толщины стенки. Повышенный режим испытания спиральношовной трубы по испытательному циклическому давлению (2 ё95 бар), по сравнению с прямо-шовной (2 ё72 бар), обусловлен большей толщиной стенки (10,5 мм против 9,2 мм - на 10 бар) и более высокими нормативными механическими характеристиками, получаемыми в результате термообработки, (60 кгс/мм 2 против 52 кгс/мм 2 - на 13 бар), всего на 23 бар. Условия нагружения испытываемых труб эквивалентны по отношению к назначаемому нормативному рабочему по СНиП 2.05.06-85 давлению для трубопроводов 1-2 категории. Перед испытаниями все сварные соединения, включая заводской шов и монтажные кольцевые швы, прошли 100% ультразвуковой контроль на наличие дефектов. Ультразвуковой контроль основного металла труб на наличие несплошностей проводился с использованием координатной сетки с шагом 100 мм. Дефектов сварных швов и основного металла обнаружено не было. Назначенный режим испытаний на базе 10000 циклов соответствовал эксплуатационному ресурсу нефтепроводов (33 года) с десятикратным запасом по долговечности. Обе трубы выдержали базу нагружения без разрушения. После завершения испытаний был проведен 100% УЗК заводских сварных швов, отрезаны герметизирующие днища и проведена визуальная дефектоскопия заводских сварных швов с внутренней поверхности на предмет наличия повреждений, не зафиксированных УЗК. Повреждений в околошовной зоне не обнаружено. Отсутствие видимых малоцикловых повреждений в испытанных трубах связано с достаточно высоким качеством формирования сварных швов и низким расчетным коэффициентом концентрации напряжений в околошовной зоне: спиральный шов - 2,72; продольный шов - 2,08. Расчетная долговечность для этих сварных соединений в условиях испытаний составляет порядка 10 циклов нагружения. Для изучения вопроса скорости возникновения и развития эксплуатационных усталостных трещин при возможном нарушении технологии формирования сварных швов на испытанных трубах были нанесены одинаковые искусственные концентраторы напряжений в виде надрезов по околошовной зоне на внутренней поверхности стенки труб. Испытания труб с надрезами проводились на тех же режимах (давление в спиральношовной трубе - 2 ё95 бар, в прямошовной трубе - 2 ё72 бар) малоциклового нагружения. Прямошовная труба выдержала до разрушения 1627 циклов. Спиральношовная - 4407 циклов нагружения. Разрушение обеих труб реализовалось в виде свища с видимой на наружной поверхности труб волосяной трещиной. Проведены статические испытания вторых отрезков труб с искусственными дефектами, имитирующими такие трещины. На стендах вдоль кромки швов, в средней части отрезков труб, нанесены надрезы с использованием шлифмашинки с параметрами: длина надрезов - 450±.5 мм; длина по уровню максимальной глубины - 400 мм; глубина надреза на спиральношовной трубе - 7,1±.0,1 мм; глубина надреза на прямошовной трубе - 6,3±0,1 мм; ширина надрезов - 3±.0,3 мм. Глубина надрезов выбиралась из условия их эквивалентности (глубина надреза равна 0,7 от толщины стенки). Нагружение внутренним давлением проводилось установками на малоцикловое испытание в ручном режиме. Прямошовная труба разрушилась при давлении 60 бар при расчетном значении 60,4 бар. При расчетном значении разрушающего давления для продольного дефекта 63,0 бар, спиральношовная труба выдержала двукратное нагружение внутренним давлением до 100 бар без разрушения. Для выявления фактической несущей способности спиральношовной трубы углубили надрезы до 8,3 мм. После углубления стенд из спиральношовной трубы был разрушен при давлении 77 бар при расчетном значении для продольного надреза 44 бар. Влияние структуры зон сварного соединения сказалось на характере разрушения. В прямошовной трубе малоцикловая трещина имеет ветвистый характер и распространяется, главным образом, по зоне сплавления. В спиральношовной трубе, за счет структурной однородности сварного соединения, магистральная трещина ответвлений не имеет и распространяется перпендикулярно стенке трубы. Основным фактором образования усталостных трещин как в прямошовных, так и в спиральношовных трубах является переменное эксплуатационное внутреннее давление. В процессе испытаний было выявлено, что обе трубы выдержали назначенный режим испытаний на базе 10000 циклов, соответствующий эксплуатационному ресурсу нефтепроводов (33 года) на участках всех категорий с десятикратным запасом по долговечности. При наличии одинаковых дефектов сварного шва, циклическая долговечность спиральношовной трубы в 2,7 раза выше, чем прямошовной. При наличии эквивалентных протяженных дефектов сварного шва, статическая трещиностойкость спиральношовной трубы в 1,7 раза выше, чем прямошовной. Проведение испытаний позволило определить, что спиральношовные трубы обладают более высокой циклической долговечностью и трещиностойкостью. |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Улучшение качества изделий |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 26.01.2000 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)