Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 09-044-00 |
Наименование проекта Применение системного анализа в учебном процессе |
Назначение Позволяет повысить эффективность обучения специалистов |
Рекомендуемая область применения Учебный процесс в Вузе |
Описание Система «преподаватель-студент» является социальной, открытой влиянию разнообразных факторов. Преподаватель и студент являются двумя основными элементами системы, структура системы заключается в иерархии. Элемент «преподаватель» четко структурирован, тогда как элемент системы «студент» подвержен слабой структурированности, попытки структурировать этот элемент приводят к появлению лжеотличников среди студентов. Причины слабой структуры элемента объективны. Главными из них являются принадлежность элемента «студент» другой системе «родитель-студент» в большей степени, чем системе «преподаватель-студент», а также скоротечность процесса обучения в вузе. Цель системы «преподаватель-студент» зависит от идеалов общества и ориентированности студента, в конечном счете, выражающаяся в термине «профессионал». Однако цель во многом зависит от экономических условий и представляет собой в настоящее время довольно сложный элемент системы. Существуют различия в целях у элементов системы при дифференцированном анализе. Для преподавателя учебный процесс является возможностью публичной апробации полученных результатов исследований, пропаганды полученных знаний, и тем самым, приобретения уверенности в результатах исследований, что прямо влияет на сохранение или повышение статуса преподавателя в иерархической структуре системы. Таким образом, занятия научными исследованиями опосредованно влияют на материальные условия. Целью элемента «студент» в существующих экономических условиях становится получение высшего образования как духовной потребности личности. Открытая система не может подвергаться четкому планированию, тем не менее, план необходим. Искусство планирования является искусством моделирования. Системный подход основывается на концептуальном моделировании с учетом того, что проблема не может быть решена раз и навсегда. Система «преподаватель-студент» не является жесткой системой, подобной технической конструкции. Модели таких систем должны быть «мягким», имеющими возможность усовершенствования в зависимости от вновь возникающих условий, поэтому необходима гибкость при планировании обучения. На первом этапе моделирования учебного процесса появляется необходимость правильной классификации обучаемых. Любые классификации являются условными из-за недостатка информации об объекте, тем не менее, классификация необходима для выбора решения в неопределенных условиях. Критерии для классификации обучаемых могут быть самыми разнообразными у преподавателей, в основном сводящимися к способности обучаемого воспринимать и воспроизводить устно или письменно абстрактные понятия, поведению, дисциплине и посещаемости занятий. Играет определенную роль для выработки классификации занятия наукой, спортом, участие в художественной самодеятельности. Модель системы, разработанная нами, показывает основные факторы повышения эффективности обучения по специальности. Модель может не учитывать все факторы, однако она дает достаточно ясное представление о сущности обучения по специальности. Модель может не учитывать все факторы, однако она дает достаточно ясное представление о сущности обучения, о всех видимых и невидимых связях элементов системы, позволяет выработать конкретные прогнозы и дальнейшую стратегию в обучении. В этом заключается её полезность и целесообразность (рис.) Для повышения эффективности обучения очень важны оперативность обратной связи и объективность оценок контроля. То и другое можно получить только при беспристрастном подходе к ответам студента. Однако практика показывает невозможность этого в абсолютном большинстве случаев. Достижение этих показателей возможно при широком применении машинной и компьютерной техники для оценки знаний студента. Взаимодействие преподавателя и студента будет более эффективным, и тем самым, повышающим качество обучения, при наличии таких качеств как юмор, обаяние и харизма. Харизма - незаурядность, вдохновенная одаренность, вызывающая у обучаемых полное доверие, готовность следовать тому, чему учит преподаватель. По нашему мнению, такое объяснение харизмы не является правильным потому, что степень незаурядности невозможно определить. По крайней мере, преподаватель не должен быть заурядной и ограниченной личностью. |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Улучшения качества обучения |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 15.05.2000 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)