Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 84-074-99 |
Наименование проекта Метод диагностирования состояния автомобильного дизельного двигателя |
Назначение Диагностика состояния двигателя автомобиля |
Рекомендуемая область применения Испытание двигателей |
Описание Масло, используемое в работе двигателя, можно рассматривать как носитель комплексной информации об изнашивании трущихся пар двигателя, протекании в нем рабочего процесса, работоспособности его отдельных систем и агрегатов. В настоящее время в крупных автохозяйствах создаются специальные лаборатории, где определяются основные физико-химические параметры работавшего масла: вязкость, содержание нерастворимых осадков, диспергирующие свойства, щелочность, кислотность, содержание воды и т. д., а также содержание элементов-индикаторов износа - методами спектрального анализа на эмиссионных (типа МФС-5, МФС-7) и атомноабсорбционных спектрофотометрах, что позволяет оперативно выявить неисправности двигателей и, таким образом, увеличить их ресурс, снизить расход эксплуатационных материалов, перейти от планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания к выполнению этих мероприятий по мере необходимости, т. е. получить значительный экономический эффект. Физико-химический анализ отбираемого при замене масла, проведенный на АООТ "Автодизель", выявил, что в 50% проб имеет место разжижение масла топливом, в 30 % - повышенное содержание воды (более 0,03%) и кремния (более 0,002 %). Тщательное обследование ДВС с выявленными отклонениями параметров масла позволило установить ряд неисправностей двигателей. Основная причина разжижения топлива маслом на дизелях ЯМЗ - неплотности в соединениях системы слива топлива с форсунок, расположенной под крышками головок цилиндров и имеющих непосредственный контакт с маслом двигателя. Как показывают результаты проверки, негерметичность в указанных соединениях появляется при замене топливной аппаратуры, в частности, форсунок. Во избежание этого после монтажа последних систему слива целесообразно протестировать сжатым воздухом при давлении 9,8-19,6 кПа (1-2 кг/кв. см). Места разгерметизации определяются по пузырькам выходящего воздуха. При снижении вязкости масла более чем на 30% в двигателях ЯМЗ начинают интенсивно изнашиваться вкладыши коленчатого вала. Поэтому для масел М-10В2, М-10Г2к и М-10ДМ минимально допустимая вязкость при 373 К (100°С) установлена в 7,5 кв.мм/с. Если при техническом обслуживании выяснится, что вязкость масла не упала ниже этого уровня, а причина ее снижения надежно устранена, что подтверждает повторная проверка через 10-15 ч работы двигателя, то масло можно преждевременно не менять. Дело в том, что с течением времени оно вновь загустеет вследствие испарения топлива, окисления и загрязнения продуктами сгорания и изнашивания. При чрезмерном увеличении вязкости, связанном с повышенными сроками смены масла или неисправностями двигателя, основные свойства масла (противоизносные, противокоррозийные, диспергирующе-стабилизирующие, моющие, термическая стабильность и др.) ухудшаются. Поэтому заводы-изготовители, как правило, рекомендуют производить его замену при повышении вязкости на 20 - 30 % при 373 К (100 град). Основной причиной попадания охлаждающей жидкости в масло является нарушение герметичности системы охлаждения, что на двигателях ЯМЗ особенно ощущается при перегревах, даже незначительных, так как в этом случае теряется эластичность резиновых колец уплотнения стаканов форсунок и нижних буртов гильз, и вода начинает поступать в картер. Содержание воды в работавшем масле более 0,03% уже свидетельствует о негерметичности системы охлаждения, хотя внешние признаки попадания воды в картерное масло, такие, как «роса» на крышках головок цилиндров и заливной горловины или повышенный выход водяного пара из сапуна, еще не наблюдаются. Место негерметичности определяется, как правило, тестированием системы охлаждения сжатым воздухом при давлении 19,6-39,2 кПа (2 - 4 кг/кв.см) при снятых крышках головок цилиндров и поддоне. Иногда для нахождения трещин в каналах головок цилиндров приходится снимать впускные и выпускные коллекторы. Негерметичность системы очистки воздуха с высокой степенью достоверности выявляется по содержанию кремния в масле (более 0,002 %) методом спектрального анализа. В данном случае после устранения неисправности детали цилиндропоршневой группы продолжают некоторое время изнашиваться по-прежнему интенсивно из-за накопления пыли во впускных трубопроводах и масле. Поэтому одновременно рекомендуется очищать впускные трубопроводы и менять масло. Герметичность впускного тракта целесообразно проверять регулярно при каждом ТО-2, используя методы, разработанные на АООТ "Автодизель". |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Своевременное обнаружение неисправностей в работе двигателя, оценка состояния его деталей и узлов, определение сроков замены |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 24.03.1998 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)