Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 84-058-99 |
Наименование проекта Определение среднего темпа износа деталей агрегатов автомобиля |
Назначение Оценка степени износа деталей |
Рекомендуемая область применения Эксплуатация автомобильного транспорта |
Описание Для оценки износостойкости деталей агрегатов автомобиля производится их микромонтаж перед сборкой, т.е. определение основных размеров. После сборки агрегаты устанавливаются на автомобили, работающие в реальных условиях эксплуатации. После определенной наработки агрегаты снимаются с автомобилей, и проихволитч микрометраж деталей. По результатам эксплуатационных испытаний определяется абсолютный износ детали ii в мкм. Средний темп износа деталей определяется как i = i/t, где t - наработка детали в эксплуатации в тыс. с. Таким образом, темп износа имеет размерность мкм/1000 ч. Зная предельный износ детали (определяется моментом резкого ухудшения показателей агрегатов автомобиля или безопасностью их дальнейшей эксплуатации) прогнозируется ее ресурс как i = iпр / i , где iпр. - предельный износ детали в мкм и i - средний темп износа детали в мкм/1000 ч. Однако темп износа детали определяется, как правило, по результатам испытаний нескольких агрегатов автомобиля с тем, чтобы избежать случайных ошибок, связанных с различными условиями эксплуатации и обслуживания автомобилей. При этом задача состоит в том, чтобы по данным экспериментальным точкам в системе координат i-t определить среднюю линию, которая проходит как можно ближе к истинной функциональной зависимости i = f(t). Как правило, для износа деталей эта зависимость имеет прямолинейный характер и определяется уравнением следующего вида i=a0+at, где a0 и a - постоянные коэффициенты. Тангенс угла наклона этой линии к оси абсцисс есть средний темп износа детали. Теория вероятности показывает, что наилучшим приближением к зависимости, приведенной выше, будет линия, для которой сумма квадратов расстояний по вертикали экспериментальных точек до линии будет минимальной. Этот метод называется методом наименьших квадратов, достаточно подробно изложен в учебниках по математической статистике (наиболее подробно изложен в книге Митропольского А.К. "Техника статистических вычислений". М., Издательство физико-математической литературы, 1961, 480 с.) Расчет ведется в табличной форме и сводится к определению значений коэффициентов a0 и a. Указанный метод широко используется в исследовательском отделе ОАО "Автодизель" при определении средних темпов износа базовых деталей двигателей ЯМЗ по результатам их эксплуатационных испытаний в базовых автохозяйствах. На приведенном рисунке показана эмпирическая зависимость износа гильзы двигателя ЯМЗ-238, работающего в составе автомобилей моделей МАЗ, от наработки. Указанная зависимость определяется уравнением следующего вида i = 17+0,019t Из уравнения следует, что средний темп износа гильзы на диаметр в поясе максимального износа (на расстоянии 28 мм от верхнего бурта гильзы) равен i = tga = a = 0,019 мкм/ч = 19 мкм/1000 ч. Таким образом, ожидаемый ресурс гильзы будет равен i = 200/19 примерно 10,5 тыс. час. |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение точности определения износа деталей агрегатов автомобиля |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 10.03.1999 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)