ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-054-99

Наименование проекта

Приспособление для замера надпоршневого зазора двигателя КамАЗ

Назначение

Замер надпоршневого зазора в цилиндрах

Рекомендуемая область применения

Ремонт двигателей

Описание

При работе двигателей КамАЗ с заменой блока цилиндров, коленчатого вала, поршней и гильз в условиях автотранспортных предприятий необходимо обеспечить надпоршневой зазор в цилиндрах 0,92...1,27 мм. Если зазор этот меньше 0,92 мм, то возможны соударения поршня с головкой цилиндра при образовании нагара, и двигатель работает с металлическим стуком. При надпоршневом зазоре, превышающем 1,27 мм, резко ухудшается экономичность, и увеличивается дымность отработавших газов даже при хорошо отрегулированных форсунках и топливном насосе высокого давления.

Для замера надпоршневого зазора целесообразно использовать специальное приспособление. Подобные приспособления применяются в экспериментальном цехе Ярославского моторного завода для замера зазора в двигателях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-840. Но в отличии от этих двигателей, у двигателей КамАЗ-740 отверстие для форсунки в головке двигателя расположено под некоторым углом к оси цилиндра. Поэтому имеющееся приспособление не подходит к данному двигателю и требует доработки.

Такая доработка заключается в следующем: вместо одного отверстия в штоке для крепления рычага делается паз длиной [эль] , которая зависит от угла наклона отверстия форсунки к оси цилиндра. Для двигателя КамАЗ-740 длина паза [эль] должна быть примерно 2,5 мм.

Таким образом, одна пластина получает возможность свободно перемещаться в пределах паза.

От длины этого паза зависит угол отклонения приспособления при установке его в головку. Таким образом, это приспособление можно использовать и в других двигателях, где форсунки располагаются под разными углами к оси цилиндра.

Приспособление для замера надпоршневого зазора (см. рис.) состоит из штока 4, который при нажатии на рукоятку 1 перемещается в корпусе 2. Рычаги 5 соединяют шток с пластинами 7 и 8, которые поворачиваются относительно оси 6 при нажатии на рукоятку 1.

В нормальном положении (без усилия на рукоятке) пластины разведены в стороны, как показано на рисунке.

В отверстия, расположенные на концах пластин, вставляют кусочки свинца размером 3 х 3 х 3 мм и слегка их расплющивают во избежании выпадения из отверстий.

Минимальная высота кусочков после расплющивания должна быть не менее 1,5 мм. После этого, нажатием на рукоятку, сводятся пластины в одну плоскость с осью штока, и через отверстие под форсунку в головке цилиндров вводят приспособление в цилиндр двигателя. Поршень в этом цилиндре должен находиться в мертвой точке. Метка на пробке приспособления должна быть направлена вверх. Снимают усилие с рукоятки и поднимают приспособление вверх до упора.

Удерживая приспособление, поворачивают коленчатый вал двигателя на один оборот. Извлекают приспособление из цилиндра и измеряют микрометром высоту деформированных кусочков свинца, которая соответствует действительному надпоршневому зазору. Аналогично измеряют зазоры в других цилиндрах.

Полученные результаты измерений рекомендуется заносить в таблицу и определить среднее значение надпоршневого зазора, по которому оценивается действительный зазор в каждом цилиндре.

Например, из полученной таблицы следует, что в первом и третьем цилиндрах надпоршневые зазоры отличаются от номинальных.

С этих цилиндров снимаются головки и определяются индексы, выбитые на днищах поршней. На КамАЗах применяются поршни с индексами 10, 20, 30, 40. Индекс поршня определяется расстоянием от оси поршневого пальца до днища поршня. При возрастании индекса увеличивается указанный размер на 0,11 мм при переходе от одного индекса к следующему. Самый короткий поршень с индексом 10, а самый длинный - 40, разница между ними составляет 0,33 мм.

Определив индексы поршней, стоящих в первом и третьем цилиндрах, делаем вывод, что, для обеспечения надпоршневого зазора требованиям технической документации, необходимо заменить в первом цилиндре поршень с индексом 10 на поршень с индексом 20 (надпоршневой зазор будет равен 1,36 - 0,11 = 1,25 мм). Также сюда можно поставить поршень с индексом 30 (1,36 - 0,22 = 1,14 мм) или 40 (1,36 - 0,33 = 1,03 мм). В третьем цилиндре меняем поршень с индексом 40 на поршень с индексом 30 (надпоршневой зазор при этом будет равен 0,83 + 0,11 = 0,94 мм), или на поршень с индексом 20 (0,83 + 0,22 = 1,05 мм), или 10 (0,93 + 0,33 = 1,16 мм).

После перекомплектования поршни с шатунами устанавливаются в двигатель, крепятся головки цилиндров, проверяется надпоршневой зазор. Если зазоры соответствуют норме, то двигатель собирается окончательно.

Предлагаемое приспособление может быть изготовлено в любом автотранспортном предприятии для любой модели двигателя. Различаться будет длина пластин, в зависимости от диаметра цилиндра, формы и расположения камеры сгорания, длина паза на штоке, в зависимости от угла наклона форсунки.













Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение качества ремонта двигателей

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

04.02.1999

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)