Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 83-095-99 |
|||
Наименование проекта Метод усталостных испытаний |
|||
Назначение Определение предела выносливости деталей, подверженных различным воздействиям (термообработке, бывших в эксплуатации, восстановленных металлопокрытиями и др.) |
|||
Рекомендуемая область применения Ремонт и восстановление машин и механизмов |
|||
Описание
Основой метода являются допущения о том, что процесс накопления усталостных повреждений при работе изделия подчинен линейной закономерности ; параметр наклона кривой усталости от внешних воздействий на деталь не изменяется; по мере накопления усталостных повреждений передел выносливости деталей снижается ( - длительность работы деталей при , в циклах, в часах; - число циклов, часов работы деталей до полного разрушения при напряжениях ; - мера повреждаемости; - предел выносливости деталей, МПа; - число циклов, соответствующее точке перегиба кривой выносливости; - параметр, определяющий наклон кривой усталости в логарифмических координатах, МПа). Для выявления закономерности изменения предела выносливости по мере накопления усталостного повреждения детали построили гипотетическую зависимость изменения предела выносливости от накопленного усталостного повреждения с последующим выяснением ее практической применимости по результатам сопоставления расчетных и экспериментальных данных. Для этого в простейшем случае можно предположить, что скорость снижения предела выносливости зависит от его первоначального значения, скорости накопления усталостного повреждения и от величины уже накопленного к данному моменту усталостного повреждения: (1) где - значение предела выносливости новой детали, МПа; - предел выносливости деталей с поврежденным металлом, МПа; Интегрируя уравнение 1 по от до 0 (в момент появления заметной трещины считаем =0) и по d от d до 1, получим искомый предел выносливости:
= · (1- d). (2)
Уравнение кривой усталости поврежденного материала:
· (1- d) · = const. (3)
Уравнения 2 и 3 показывают, что при наличии повреждения кривая усталости деталей смещается на одинаковое расстояние по отношению к кривой усталости неповрежденного материала вниз и влево (см. рисунок).
Изменение кривых усталости по мере накопления в материале усталостных повреждений
Для определения усталостных характеристик поврежденного материала необходимо иметь кривую усталости и значение предела выносливости новой детали, полученных классическим методом. Предел выносливости и положение кривой усталости поврежденного материала по предлагаемому методу определяются следующим образом. При наличии данных по накоплению усталостных повреждений (за d можно принять процент снижения предела выносливости от эксплуатационных, восстановительных и других воздействий) предел выносливости поврежденного материала рассчитывается по формуле 2. Расчетное значение предела выносливости может быть уточнено на машине разрушением 1...2 образцов. При отсутствии таких данных предел выносливости поврежденного материала и положение кривой усталости определяются усталостными испытаниями соответствующих образцов. Усталостные испытания в данном случае проводятся с целью определения расстояния, на которое надо сместить кривую усталости поврежденного материала относительно кривой неповрежденной детали, и подтверждения полученного "графическим построением" значения предела выносливости. Для этого достаточно разрушить два образца - точки А и В на наклонном участке кривой напряжениями и , провести через эти точки параллельно первоначальной кривой усталости (кривой с d=0) кривую для поврежденной детали (d>0) и по пересечению горизонтального участка этой кривой и базы испытаний (восстановленного перпендикуляра из точки n б) определить искомый предел выносливости . При необходимости проверяется экспериментально. Предлагаемый метод усталостных испытаний используется при разработке технологий восстановления коленчатых валов двигателей А-41, ЯМЗ-238НБ, ГАЗ-53. Проверка показала, что усталостные характеристики (предел выносливости и кривая усталости, полученные предлагаемым методом по сравнению с кривой усталости, полученной классическим методом, отличаются незначительно. Погрешность средневероятного предела выносливости составляет не более 10 %. |
|||
Преимущества перед известными аналогами Получены усталостные характеристики с минимальной погрешностью по сравнению с классическим методом испытаний по ГОСТ 2860-65 |
|||
Стадия освоения Внедрено в производство |
|||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
|||
Технико-экономический эффект Снизились трудозатраты на испытания на 30 % |
|||
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
|||
Дата поступления материала 09.10.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)