Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 44-048-99 |
Наименование проекта Влияние ветра и волнения на управляемость судна в условиях швартовки на ходу |
Назначение Для определения скорости швартовки, т.е. скорости движения швартующегося судна. Значение этой скорости должно быть согласовано со скоростью швартующего судна. Скорость швартовки должна быть минимальной. |
Рекомендуемая область применения Безопасность на водном транспорте |
Описание Описание к ИЛ №44-048-99 Вероятность потери управляемости во время проведения швартовых операций значительно возрастает при наличии ветра и волнения. Учет факторов, влияющих на управляемость судна, следующего минимальным ходом, сводится к определению значения допустимой скорости швартующего судна в данных конкретных условиях. Для этого судоводителю важно знать, как ветер и волнение влияет на управляемость судна. Управляемость обеспечивается при двух условиях: 1. Судно устойчиво к возмущениям по боковым перемещениям и рысканию. 2.Эффективность рулевых органов при движении с малой скоростью сохраняется достаточно высокой. При располагаемой эффективности рулевых органов управляемость судна изменяется под воздействием ветроволновых возмущений. Если в результате указанных воздействий потребный угол перекладки руля для удержания судна, участвующего в швартовке на заданном курсе при заданных гидрометеоусловиях и произвольном направлении ветра и волнения становится больше предельно допустимого, то управляемость теряется. Случаи потери управляемости могут быть выявлены путем проведения модельных экспериментов на ЭВМ. Поэтому была составлена программа на ЭВМ с целью определения потребного угла перекладки руля при различных условиях движения судна. Основной метод анализа полученных результатов - сопоставление рассчитанного значения потребного угла перекладки руля с его предельно допустимым значением (допустимый угол перекладки руля 25 град). Форма представления полученных результатов - диаграмма изменения курса, угловой скорости, угла перекладки руля во времени. Продолжительность реализации 3-5 минут. Диаграммы отражают характер изменения указанных параметров во времени при движении судна типа ТР «Карл Либкнехт» со скоростью 4 узла на нерегулярном пятибалльном волнении (vви= 12м/с) с различными курсовыми углами к направлению бега волнq =10 град., 30 град., 60 град. В результате проведенных на ЭВМ модельных экспериментов при следующих начальных условиях: -курсовой угол 0< q=""><> -загрузка судна: в балласте (dн = 5,33м), в гузу (dк = 7,2м); -скорость истинного ветра 6 м/с<><> -балльность волнения от 3 до 6 баллов было установлено: 1. Швартующееся судно при движении со скоростью менее 6 узлов в условиях ветра и нерегулярного волнения может потерять управляемость не только на попутном волненииq= (120 - 150) град, но и на встречномq= (45 - 90) град., если скорость судна в 5-6 раз меньше скорости ветра. 2. Потеря управляемости сопровождается большими углами рыскания (3 - 5)град., движением с большим углом дрейфа (20 - 25) град., иногда до 40 град. Для удержания судна на курсе требуются углы перекладки руля, близкие к максимальным значениям = ( 25 - 35) град. 3. Существенное влияние на характер рыскания (амплитуда, частота) оказывает режим работы винта, т.е. испытывая дополнительное сопротивление при движении на волнении, судно будет двигаться с той же скоростью, что и на тихой воде, с большими оборотами движителя. Дополнительный упор, возникающий при этом, повышает эффективность работы органа управления курсом, поэтому устойчивость движения лучше не приq = 0град., а приq = (10 - 30)град в зависимости от расположения надстройки: -при кормовом расположении надстройки устойчивость движения при прочих равных условиях лучше, еслиq= (20 - 30)град.; -при носовом или среднем расположении надстройкиq= (10-15) град. 4. Воздействие ветра и волнения неравносильны. При волнении моря до 4-х баллов преобладающее влияние на устойчивость движения оказывает ветер. Судно испытывает максимальное сопротивление приq= (10 - 20) град, поэтому наилучшая устойчивость движения будет при этих значениях курсового угла к ветру ( при выполнении швартовки на ходу курс швартовки лучше ориентировать на ветер ). 5. При волнении моря 4 - 5 баллов влияние ветра и волнения на устойчивость движения судна заданным курсом равносильно. Судно испытывает максимальное сопротивление приq= (25 - 30) град., поэтому наилучшая устойчивость движения будет при этих значениях курсового угла к ветру и волнению (при выполнении швартовки на ходу курс швартовки лучше ориентировать на волнение или на среднее направление, если ветер и волнение имеют разные направления). - |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Результаты экспериментов позволяют получить номограмму для определения устойчивости движения судна в условиях ветра и реального морского волнения с заданными параметрами, с учетом курсового угла к направлению бега волн. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 09.11.1999 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)