ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

44-048-99

Наименование проекта

Влияние ветра и волнения на управляемость судна в условиях швартовки на ходу

Назначение

Для определения скорости швартовки, т.е. скорости движения швартующегося судна. Значение этой скорости должно быть согласовано со скоростью швартующего судна. Скорость швартовки должна быть минимальной.

Рекомендуемая область применения

Безопасность на водном транспорте

Описание

Описание к ИЛ №44-048-99

Вероятность потери управляемости во время проведения швартовых операций значительно возрастает при наличии ветра и волнения. Учет факторов, влияющих на управляемость судна, следующего минимальным ходом, сводится к определению значения допустимой скорости швартующего судна в данных конкретных условиях. Для этого судоводителю важно знать, как ветер и волнение влияет на управляемость судна.

Управляемость обеспечивается при двух условиях:

1. Судно устойчиво к возмущениям по боковым перемещениям и рысканию.

2.Эффективность рулевых органов при движении с малой скоростью сохраняется достаточно высокой. При располагаемой эффективности рулевых органов управляемость судна изменяется под воздействием ветроволновых возмущений. Если в результате указанных воздействий потребный угол перекладки руля для удержания судна, участвующего в швартовке на заданном курсе при заданных гидрометеоусловиях и произвольном направлении ветра и волнения становится больше предельно допустимого, то управляемость теряется.

Случаи потери управляемости могут быть выявлены путем проведения модельных экспериментов на ЭВМ. Поэтому была составлена программа на ЭВМ с целью определения потребного угла перекладки руля при различных условиях движения судна.

Основной метод анализа полученных результатов - сопоставление рассчитанного значения потребного угла перекладки руля с его предельно допустимым значением (допустимый угол перекладки руля 25 град). Форма представления полученных результатов - диаграмма изменения курса, угловой скорости, угла перекладки руля во времени. Продолжительность реализации 3-5 минут.

Диаграммы отражают характер изменения указанных параметров во времени при движении судна типа ТР «Карл Либкнехт» со скоростью 4 узла на нерегулярном пятибалльном волнении (vви= 12м/с) с различными курсовыми углами к направлению бега волнq =10 град., 30 град., 60 град.

В результате проведенных на ЭВМ модельных экспериментов при следующих начальных условиях:

-курсовой угол 0< q=""><>

-загрузка судна: в балласте (dн = 5,33м), в гузу (dк = 7,2м);

-скорость истинного ветра 6 м/с<><>

-балльность волнения от 3 до 6 баллов

было установлено:

1. Швартующееся судно при движении со скоростью менее 6 узлов в условиях ветра и нерегулярного волнения может потерять управляемость не только на попутном волненииq= (120 - 150) град, но и на встречномq= (45 - 90) град., если скорость судна в 5-6 раз меньше скорости ветра.

2. Потеря управляемости сопровождается большими углами рыскания (3 - 5)град., движением с большим углом дрейфа (20 - 25) град., иногда до 40 град. Для удержания судна на курсе требуются углы перекладки руля, близкие к максимальным значениям = ( 25 - 35) град.

3. Существенное влияние на характер рыскания (амплитуда, частота) оказывает режим работы винта, т.е. испытывая дополнительное сопротивление при движении на волнении, судно будет двигаться с той же скоростью, что и на тихой воде, с большими оборотами движителя. Дополнительный упор, возникающий при этом, повышает эффективность работы органа управления курсом, поэтому устойчивость движения лучше не приq = 0град., а приq = (10 - 30)град в зависимости от расположения надстройки:

-при кормовом расположении надстройки устойчивость движения при прочих равных условиях лучше, еслиq= (20 - 30)град.;

-при носовом или среднем расположении надстройкиq= (10-15) град.

4. Воздействие ветра и волнения неравносильны. При волнении моря до 4-х баллов преобладающее влияние на устойчивость движения оказывает ветер. Судно испытывает максимальное сопротивление приq= (10 - 20) град, поэтому наилучшая устойчивость движения будет при этих значениях курсового угла к ветру ( при выполнении швартовки на ходу курс швартовки лучше ориентировать на ветер ).

5. При волнении моря 4 - 5 баллов влияние ветра и волнения на устойчивость движения судна заданным курсом равносильно. Судно испытывает максимальное сопротивление приq= (25 - 30) град., поэтому наилучшая устойчивость движения будет при этих значениях курсового угла к ветру и волнению (при выполнении швартовки на ходу курс швартовки лучше ориентировать на волнение или на среднее направление, если ветер и волнение имеют разные направления).

-

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Результаты экспериментов позволяют получить номограмму для определения устойчивости движения судна в условиях ветра и реального морского волнения с заданными параметрами, с учетом курсового угла к направлению бега волн.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

09.11.1999

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)